Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического образования

Цели и задачи

Целью данной работы является: изучение интеллектуального развития дошкольников в процессе экологического образования.

Введение и актуальность


Экологическое образование дошкольников появилось на этапе 80-х и 90-х годов и в данный момент проходит этап развития. Основной его базой является программная область: «Ознакомление детей с природой», смысл данной программы состоит именно с том, чтобы помочь детям разобраться в различных явлениях природы, каждому доступных непосредственных наблюдений: развить ребенка интеллектуально, научить различать растения и животных, и давать детям небольшие характеристики, а так же устанавливать причинно-следственные связи.
В последние годы работа дошкольных учреждений направлена именно на воспитании у дошкольников очень бережного отношения к живому миру – ознакомление детей с природой как бы имеет природоохранную окраску.
Экологическое образование – это новая категория, связанная непосредственно со сферой экологии и другими её ответвлениями.
Экологическое образование обязано быть непрерывным на всех периодах образования. У детей развивается ответственность за улучшение и преобразование всей окружающей среды. Постоянность экологического образования детей подразумевает рациональное использование и всецелое влияние разных источников знаний и средств массовой информации.
Формирование экологически образованной личности в процессе целенаправленной педагогической деятельности предполагает единство научных знаний о взаимоотношении природных и социальных факторов среды и конкретно того её чувственного восприятия, пробуждающего нравственно-эстетические переживания и стремление доставить практический вклад в её развитие. Этот принцип экологического образования ориентирует на объединение рационального познания окружающей среды с влиянием художественно-образных средств и прямого общения с природой [10].
Свойства рациональных и эмоциональных взаимосвязей, а так же их использования только в практической деятельности изменчив и зависит уже от возраста дошкольников. Однозначно, что в их возрасте огромный смысл имеет эмоционально-эстетическое осмысление окружающей среды, чем интеллектуальное восприятие.
Самое ближнее окружение детей дошкольного возраста, а также повседневное взаимодействие с природой дают серьезные примеры для раскрытия различных аспектов взаимодействия человека с окружающей природой, и вооружает навыками жизнедеятельности в согласии с ней.
Никак нельзя переоценить значение краеведческого метода именно к реализации основных задач экологического образования. Природное и социальное окружение оказывает достаточно большое влияние на дошкольника и соответственно определяет манеру его отношения к природе.
Достаточная роль при реализации данного подхода принадлежит, конечно же, практической работе самих воспитанников, направленной на формирование их экологической культуры. Детей нельзя ограничивать только лишь познаниями природы родного края. После изучения конкретных фактов отрицательного или положительного воздействия людей на природу в родной местности, нужно так же давать оценку последствий государственных и общепланетарных позиций.
В структуру представления детей дошкольного возраста обязаны включаться данные, которые говорят о глобальном характере имеющихся проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ, большинство проблем охраны природы способны решаться эффективно только лишь способом тесного международного сотрудничества.
Детский сад является одним из самых первых мест, где закладываются основы и принципы всей экологической культуры. Большое наследие в области развития детей природой оставил выдающийся педагог В. Сухомлинский. Как он считал, природа - лежит в основе детского мышления, чувств, творчества и интеллекта. Отношение детей именно к объектам природы педагог связывал с тем, что природа – это земля, которая нас кормит и вырастила, земля, преобразованная нашим трудом и трудом наших предков [13].

Заключение и вывод

Проблема интеллектуального развития в процессе экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической литературе содержит связи и представления детей, полученные в процессе познания окружающего мира путем его чувственного отражения, закладывают образный фундамент интеллекта дошкольника. Дети усваивают, что в процесс связи с природой входит приспособленность их функционирования и строения, которые контактируют с внешней средой. Создавая представления, дети познают разнообразный характер их потребностей во внешних компонентах окружающей среды. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений. Это дает возможность детям самостоятельно использовать приобретенные представления, сознательно оперировать имеющимися экологическими представлениями как средством ориентировки в новом материале.
Интеллект человека представляет из себя чрезвычайно многофакторную величину. Интеллект определяет как социальную необходимость человека, так и некоторые индивидуальные особенности, служит основным проявлением разума. Роль природы в интеллектуальном развитии ребенка-дошкольника велика. Воспитание гуманного отношения к природе у дошкольников будет способствовать их нравственному развитию; формирование системы экологических знаний, несомненно, позитивно повлияет на интеллектуальное развитие; участие в посильной для данного возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы будет способствовать трудовому воспитанию ребенка дошкольного возраста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ