Государственный кредит и его влияние на финансовую безопасность страны

Цели и задачи

Цель работы: Проанализировать государственный кредит и долг на современном этапе.

Введение и актуальность


А в интересах криминальных (международных и отечественных) структур: создание позиций для расширения нелегального бизнеса в финансово-кредитной сфере, «отмывания» «грязных» денег, использование несовершенства отечественного законодательства и правоохранительной системы для отчуждения собственности и т.п.
Причем в условиях определенного неблагоприятного сочетания факторов и обстоятельств указанные выше интересы могут оформиться в реальные угрозы финансовой безопасности государства.
Учитывая многоаспектность категории финансовой безопасности, сложность взаимосвязей и взаимозависимости различных ее элементов, нельзя моментально определить все критические точки и тем более – предложить однозначный рецепт их ликвидации.
Возможности системы финансовой безопасности зависят от принципов ее построения, взаимодействия элементов, применяемых средств и способов.
На наш взгляд, система обеспечения и повышения финансовой безопасности должна базироваться на принципах:
законности (легитимности) (деятельность всех субъектов финансовой безопасности должна осуществляться исключительно на действующей правовой основе, в рамках компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами);
обоснованности (все составляющие системы должны базироваться на четкой теоретической и методологической основе);
управляемости (обусловленность иерархичности структуры самой системой, сложностью и важностью задач, возлагаемых на систему обеспечения финансовой безопасности, необходимостью безусловного и непрерывного контроля над их исполнением);
справедливости и равноправия;
презумпции, что никакие массовые и грубые нарушения финансовых интересов (прав) граждан не останутся безнаказанными;
наличии и действенности правоохранительного механизма и механизма решения правовых споров и конфликтов в сфере финансовой безопасности;
многомерности (учет всех аспектов проявления финансовой безопасности);
комплексности (ни один компонент финансовой безопасности не может полностью компенсировать отсутствие другого;
неделимости (обеспечение безопасности для каждого ее элемента (субъекта) через соблюдение безопасности для всех элементов (субъектов);
обеспечения баланса финансовых интересов на макро- и микроуровне;
взаимоответственности всех субъектов финансовой безопасности на всех ее уровнях;
соблюдение максимально допустимого (соображениями государственной тайны) уровня транспарентности в сфере финансовой безопасности;
эволюционности (переход от системы финансовой безопасности, призванной обслуживать исключительно интересы государства, к стремящейся гармонично совместить интересы граждан, домашних хозяйств, предприятий, организаций, учреждений, отраслей, регионов, государства, общества, человечества в целом. При этом следует помнить, что сочетание компонентов системы не является чем-то постоянным: роль составляющих системы финансовой безопасности меняется в зависимости от ситуации, обусловливает необходимость в непрерывном обновлении.
Исходя из изученного материала, могут быть сделаны выводы о том, что понятие финансовой безопасности настолько же широкое, как и собственно толкование финансов как системы экономических отношений, которые возникают в процессе создания и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, финансовая безопасность является чрезвычайно сложной многоуровневой системой, образованной рядом подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития.
Сложность, комплексность самого явления финансовой безопасности делает возможным в понятийном плане характеризовать его лишь благодаря системному методу, в обобщающем виде с возможным выделением важнейших элементов этой системы в конкретном выражении.
Оценка уровней финансовой безопасности должна базироваться на адекватности оценочных параметров сущности процессов, являющихся предметом анализа, комплексности, выделении главных элементов опасностей и угроз, последовательности оценочных мероприятий.
Повышение уровня финансовой безопасности государства может быть достигнуто только в результате взаимодополняющего использования комплекса финансовых, социальных, общеполитических мер.
Характеристика элементов финансовой безопасности зависит от особенностей интересов каждого отдельно взятого элемента.
Национальные интересы России и угрозы финансовой безопасности - главные составляющие ее обеспечения. К основным интересам можно отнести:
повышение эффективности финансовой системы - важнейшего регулятора рыночных отношений. Достигается путем поддержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями;
усиление сдерживания инфляционных процессов; стимулирование иностранных капиталовложений;
создание единой сбалансированной правовой основы.
К основным угрозам можно отнести две группы угроз: внутренние и внешние. Внутренние угрозы:
затяжной характер экономического кризиса, замедленный выход из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;
сокращение ресурсов в финансово-кредитной сфере для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;
низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения;
криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;
Внешние угрозы:
утрата внешнеэкономических позиций России, в следствии вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
неравноправное участие России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;
повышение внешней финансовой задолженности России, и как следствие, усиление ее зависимости от иностранных кредитов.
Несмотря на это, на сегодняшний день, основным фактором, влияющим на усиление роли финансов, стал технический прогресс. Он повышает спрос на финансовые средства, путем достижений в технологиях, информатике. В сферу финансов вовлечены практически все отрасли человеческой жизни.
Устанавливаются новые правила хозяйственной деятельности. Стремительно множатся виртуальные деньги и кредитные обязательства.
В заключении можно сформулировать понятие финансовой безопасности - составная часть экономической безопасности страны, основанная на эффективности и конкурентоспособности, выраженная через системы критериев и показателей ее состояния, характеризующая сбалансированность финансов, наличие денежных, золотых резервов.
Обеспечение финансовой безопасности - это деятельность государства, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и интересов через поддержание финансовой стабильности, выражающейся сбалансированностью финансов, наличием денежных, золотых резервов.

Заключение и вывод

Таким образом, одним из элементов финансовой системы государства является государственный кредит, который представляет собой особую, определенную форму кредита, при которой муниципальные или государственные власти выступают в роли кредитора или заемщика. Кредит при этом приобретает форму государственного займа. Кредит реализуется через определенный банк. В случае, если государство выступает в роли заемщика, оно временно свободные денежные средства привлекает с граждан, а также взимает с международных финансовых фондов.
Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.
Один из наиболее важных экономических итогов 2015г. заключается в том, что совокупный внешний долг России снова вырос. По оценке ЦБ РФ, на 1 января 2016г. он достиг 728,859 млрд. долларов, что превысило на 14,5% прошлогодний показатель в 636,412 млрд. долларов. В том числе «новый российский долг» увеличился на 13,4% – с 51,334 до 58,944 млрд. долларов.
Несмотря на то, что рост совокупного внешнего долга России в 2013г. замедлился до 14,5% против 18.1% в 2012г., его масштабы (92,4 млрд. долларов) остаются очень значительными. Кроме того, уровень внешнего долга к началу 2014г. достиг отметки в 31,1% ВВП.
По последней информации ЦБ РФ, совокупная внешняя задолженность России за 9 месяцев 2014г. снизилась на 6,9% – до 678,4 млрд. долларов.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны поэтому усилия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными, но и по сути дела безальтернативными. Причем речь не обязательно должна идти о списании долга. Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России.
В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом запланировано создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации.
Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:
Повысить эффективность государственных заимствований;
Оптимизировать структуру государственного долга;
Сократить риски, связанные с осуществлением заимствований;
Совершенствовать правовые основы управления государственным долгом;
Создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ