«Государственная должность: понятия и основные положения теории»

Цели и задачи

Цель исследования состоит в анализе понятия государственной должности.

Введение и актуальность


Как можно заметить, лица, замещающие государственные должности, непосредственно осуществляют полномочия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, и круг их полномочий очень широк, равно как и уровень ответственности. Конкретные полномочия определяются характеристиками той государственной должности, которую лицо занимает, за их пределы оно выйти не вправе.
При этом понятие государственной должности, приведенное выше, следует отличать от должностей государственной службы. Как отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1816-О, законодатель разделяет понятия должностного лица и государственного служащего, а признаки того, что лицо выполняет соответствующие функции должностного лица, и конкретное содержание этих функций должны устанавливаться в каждом конкретном случае.
Закрепление в законе, положениях и т.п. функций, полномочий лица, замещающего ту или иную государственную должность, обеспечивает надлежащие подбор и расстановку государственных служащих – в данном случае становится возможность их целенаправленность. Исходя их характеристик той или иной государственной должности выявляется соответствие лица квалификационным требованиям, обусловленных должностью. Равным образом, при аттестации государственного служащего его профессионализм оценивается применительно к конкретной должности. Также и возможности карьерного роста могут связываться лицом с замещением определенных государственных должностей.
С понятием государственной должности, соответствием ее определенному уровню, связываются также размеры денежного содержания, прав в области социальной защиты, специальные права и обязанности, порядок решения многих вопросов прохождения государственной службы.
Наконец, исходя из факта замещения государственной должности осуществляется определение субъекта должностного преступления. Так, в Примечании к ст.285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» указывается на лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации. В Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 601-О разъяснялось, что поскольку должности, в частности, председателя федерального суда, заместителя председателя федерального суда и судьи федерального суда относятся к таким должностям, законом предусмотрена возможность привлечения их к уголовной ответственности по ст.285,286 УК РФ.
Можно сделать вывод, что государственная должность образуется во всех ветвях государственной власти я является ее структурообразующим элементом. Эта организационно-правовая категория, которая является важнейшей формой специализации государственного служащего, присущей только ему. Понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы.

Заключение и вывод

Государственная служба на Руси возникла еще в период начала формирования государственности. В 1722 г. Табель о рангах Петра I впервые ввела в обиход чины государственной службы. Понятие «должность» при этом исторически сформировалась от слова «долг» в значении «обязанность».
По законодательному определению, государственные должности Российской Федерации – это, во-первых, должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Замещающие государственные должности лица, в том числе, определенные Конституцией РФ (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр и др.) представляют собой высшее руководство страны, своего рода политический уровень государственной власть, на котором формируется государственная политика и принимаются государственные решения.
Во вторых, это должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. То есть в данном случае учтено, что в связи с федеративным строением России государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы. Обычно такие органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды, также к судам субъекта Российской Федерации относятся мировые судьи.
Государственная должность образуется во всех ветвях государственной власти и является ее структурообразующим элементом. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего, присущей только ему. Данное понятие является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы.
Понятие государственной должности при этом следует отличать от должностей государственной службы.
Государственные должности обладают рядом общих сущностных черт и характеристик, выделяющих их из общего массива должностей государственной службы. К ним относятся особый законодательный порядок учреждения таких должностей, закрепление государственно-властных полномочий, наличие специальных административных процедур назначения на государственные должности и др. При этом в числе государственных должностей по различным основаниям выделяются их виды, характеризующиеся значительными особенностями.
Помимо того, что имеет место выделение видов государственных должностей, исходя из того, к какому уровню – федеральному или региональному они относятся в частности, предусматривается разный порядок назначения граждан на государственную должность. Лицо может быть избрано или назначено на государственную должность. В том числе, Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в установленном порядке. В свою очередь, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, федеральных министров, судей и др.
При этом, например, Председатель Государственной Думы РФ (также государственная должность), в соответствии со ст.101 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы, избирается из числа ее депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней из кандидатов, которых вправе выдвигать фракции Государственной Думы.
Во всех случаях для замещения должности гражданской службы требуется соответствие лица квалификационным требованиям. При этом деятельность лиц, замещающих государственные должности, должна основываться принципах добросовестной администрации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ