Гендерные стереотипы современной телевизионной коммуникации

Гендерная роль обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и служащих критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого. Гендерные роли и, тем более, ориентированные на них поведение, не обязательно бывают однозначными. В них всегда присутствуют элементы игры, театрализованного представления.
Игорь Кон отмечает, что «взаимодействуя с другими людьми, индивид предъявляет им определенный образ, «изображает» мужчину, женщину или существо неопределенного пола, используя при этом одежду, жесты, манеру речи. Это обозначают такими терминами как «гендерный дисплей», «созидание гендера», «гендерный перформанс». Еще в 1960-х годах эти явления были обнаружены и описаны социологом Ирвином Гофманом.
Д. Уильямсон предостерегает, что акцент массовой культуры на половой дифференциации делается с целью отвлечь внимание от социального неравенства и классовой борьбы, остаются первичными и определяющими. Гендер вплетен в экономические процессы в обществе.
Сексуальное в современном мире – вторичный продукт экономического неравенства. Как утверждает Е. Гапова: «Гендер – это капитал, которым одни люди могут пользоваться, а другие – не могут. И доступ к гендеру и знанию о гендере определяется их географическим, социальным и экономическим статусом».
Формирование гендерного неравенства – все это, прежде всего процесс экономический. Кроме того гендер – проблема власти. К этому вопросу обращается Пьер Бурдье в своей работе «Мужское господство».
П. Бурдье пишет, что, «поскольку сексуальность – это слишком важная вещь, чтобы оставить её на произвол индивидуальных импровизаций, группа предлагает и навязывает официальное определение легитимного использования тела, исключая как из представлений, так и из практик все (особенно когда речь идёт о мужчинах), что может намекать на свойства, приписываемые другой категории».
Таким образом, согласно Бурдье, социально-сформированное биологическое тело есть тело политизированное, инкорпорированное политикой.
Как стереотипы феминности и маскулинности усваиваются видно из примера, который приводит в своей статье «Расистские идеологии и медиа» Стюарт Холл. Он вспоминает процесс воспитания детей и те роли, которые на них накладывают с самого детства. Как правило, мы видим активных мальчиков и сладеньких пассивных девочек. К примеру, взрослые с детства вдалбливают мальчикам: «Не плачь, ты не девочка», – а, соответственно, девушкам: «Не лезь на дерево, ты же не мальчик».
Такое распределение происходит и в детских играх. Игры мальчиков ориентированы на широкие просторы как по горизонтали (двор, улица, площадка), так и по вертикали (заборы, чердаки, дерева). Игры динамические, шумные, энергичные. Девушки предпочитают локализованные пространства: дом, крыльцо, видимое конкретнее место во дворе. Игры носят стабильный характер, где в основном проигрываются отношения («дочки-матери», игра «в школу», «в больницу»…). В играх, где девочки и мальчики играют вместе, приоритетными являются «мальчиковые» игры: спортивные, детективного характера.
Группа социологов во главе с Ленор Вейтцман провела анализ гендерных ролей действующих лиц в самых популярных дошкольных детских книгах, обнаружив существование некоторых четко выраженных ролевых различий в зависимости от пола персонажей. Мужчины играли в книгах гораздо большую роль, чем женщины. Их число превышало количество женских персонажей в пропорции 11 к одному. Если в расчет брались животные с явно выраженными признаками пола, эта пропорция возрастала до 95 к 1. Действия, которые выполняли мужские и женские персонажи, также сильно отличались. Мальчики участвовали в увлекательных приключениях и различных переделках вне дома, требующие независимости и силы. В то же время персонажи-девушки, если они появлялись, показывались пассивными и, как правило, ограниченными рамками домашних дел.
Еще в большей степени такое положение дел было характерно для взрослых героев этих книг. Если женщина не выступала в роли жены или матери, она, скорее всего, была мнимым существом, например, ведьмой или богоматерью. Во всех проанализированных книгах не нашлось женского персонажа, который бы занимался чем-нибудь вне дома. Мужчины, напротив, изображались в самых ролях – бойцов, королей, судей, полицейских и т.д.
Ко времени, когда дети идут в школу, они уже имеют четкое представление о половых различиях. В школах, как правило, не практикуется раздельное обучение. На практике, конечно, множество факторов влияет по-разному на девочек и мальчиков. Во многих западных странах сохраняются различия в учебных программах для девочек и мальчиков. Первые, например, изучают экономику домашнего хозяйства или домоводство, а вторые овладевают навыками работы по дереву и металлу. Часто поощряется специализация девочек и мальчиков в разных видах спорта. Отношение преподавателей к своим ученикам также может различаться, иногда незначительно, иногда более явно, отражая тот факт, что к мальчикам относятся как к «рабочим», или то, что от мальчиков ожидают больше хулиганских выходок, чем от девочек.
То есть уже на первом этапе формирования личности, в ребенке формируются первичные феминные или маскулинные стереотипы. И это опять же воспринимается не как исторический и культурный конструкт, а как естественность.
Эти стереотипии, где образ женщины обрисовывается в основном как подчиненный, униженный, неполноценный, окружают нас повсюду, и активным источником сегодня можно назвать все же масс-медиа: кино, телевидение, рекламу, ведь с постепенным распадом семьи именно сфера медиа принимает на себя в значительной степени воспитательную функцию в обществе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ