Изучение вопросов культуры 18 века, как средства эстетического воспитания учащихся на уроках истории

Такое отношение к действительности требует более активного общения ученического коллектива с высокими образцами художественно-эстетического произведения искусства в его современных и классических проявлениях, так как только в непосредственном соприкосновении с выраженной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью осуществляется ее понимание и принятие. Узловым компонентом эстетического воспитания выступает художественное воспитание, которое в качестве воспитательного воздействия использует прогрессивные средства искусства, культуры, художественных образов и т.д.
Художественное воспитание вырабатывает специальные способности в конкретных его видах – музыкальном, изобразительном, сценическом, хореографическом, театральном, вокальном, декоративноприкладном и др. Как отмечает Ч. Цзюй, стремление передать жизнь в ее многообразных проявлениях, сделать понятным и доступным для широкого зрителя авторский замысел являются основными задачами художника-реалиста. Внешнее сходство с объектом изображения является не самоцелью, а средством общения художника со зрителем и средством выражения внутренней сущности объекта [10]. На этой платформе происходит становление и развитие способности человека к эстетическому восприятию, осмыслению и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к созданию эстетических ценностей, к творчеству, к профессиональной деятельности, развивает эстетический вкус в целом. Эстетический вкус как способность судить о прекрасном или безобразном на основе чувственной оценки удовольствия или неудовольствия весьма субъективен, что соответствует современному релятивистскому взгляду на мир. Мировоззрение релятивиста не предполагает наличие абсолютного идеала ни в чем, для него истина относительна и урегулирование взаимоотношений индивидуумов происходит на основе правовой (внешней) нормы [5].
Структура эстетического воспитания старших школьников содержит все эстетические явления действительности. Однако особое внимание при этом уделяется восприятию и пониманию прекрасного в учебно-познавательной деятельности, развитию у студента способности привносить красоту в процесс и результаты обучения и воспитания. Прекрасное в жизни – это и стимул, и средство, и идеал, и результат эстетического воспитания и нравственного становления личности. Оно неразрывно связано с общественной и трудовой деятельностью, окружающим миром, природой, взаимоотношениями и концентрируется в произведениях искусства, в художественных образах, различных литературных жанрах, в проявлении любви и т.д. В связи со значимостью эстетического воспитания и развития художественных представлений, понятий и суждений у школьников большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Этот процесс требует широкого непосредственного общения молодого поколения с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественноэстетической реальностью обретается ее понимание. Для этого в познании искусства, художественных средств изображения и преобразования действительности, большое значение имеет осмысление и усвоение учениками таких понятий, как художественный образ, метафора, эпитет, композиция произведения, его сюжет, фабула, сравнение, минор и мажор в музыке и др. Художественность основана не только на эстетических принципах автора произведения искусства, но и на социально-культурных особенностях определенной исторической эпохи.
Эстетическая оценка сопутствует всему художественному пути рождения произведения, включая в себя многообразный спектр эстетического восприятия содержания и формы. Как показывает практика преподавания в общеобразовательной школе, без акцента на нравственно-эстетическое воспитание нередко случается одностороннее понимание школьниками природы творчества, что приводит не к познанию реального воспринимаемого творческого продукта, а к его субъективной формулировке. Таким образом, эстетическое воспитание, являясь сложным интегративным процессом в образовательном пространстве, развивает у современных школьников творческий потенциал, гармонизирует их эмоционально-коммуникативную сферу, расширяет горизонты в познании мировой культуры, отразившей факт многоплановой, интенсивной устремленности человека к абсолютной гармонии [6].
Ведущими направлениями эстетического воспитания школьников в современной общеобразовательной системе являются:
расширение совокупности эстетических взглядов;
формирование нравственноэстетических качеств;
развитие эстетических отношений, необходимых для восприятия духовно-нравственных ценностей общества;
воспитание творческих потребностей и эстетических интересов;
формирование эстетического отношения к явлениям действительности;
раскрытие нравственно-ценностных основ эстетической культуры обучающихся;
художественное воспитание в его теоретическом и практическом выражении;
формирование потребности в эстетическом самообразовании, самовыражении личности;
формирование системы культурных предметно-практических ценностей;
активизация творческого начала в будущей профессиональной деятельности [7].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ