Социальные аспекты государственной службы

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является исследование прав и обязанностей государственных служащих.

Введение и актуальность


С 2007 года начался пятый этап реформирования государственной службы Российской Федерации, который продолжается до сих пор. Сегодня задача по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации ее организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрение на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 № 261. Целью программы стало создание целостной системы государственной службы Российской Федерации, завершение реформирования ее видов, создание системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивает эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.
Таким образом, начиная с петровских реформ в течение долгого периода времени государственная служба рассматривалась как сфера интеллектуального труда. Сегодня данное положение отвергается, чтобы отграничить госслужбу от других видов социальной деятельности, например, научного и художественного творчества.
Целями государственной службы являются:
- обеспечение эффективности государственного управления;
- упорядочение работы государственного управления;
- установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
- определение компетентности и профессиональной подготовки госслужащих.
Перед государственной службой стоят следующие задачи:
- политическая: обеспечение выполнения решений государственных органов;
- социальная: обеспечение нужд населения;
- экономическая: государственное регулирование экономики и снижение затрат на содержание государственного аппарата.
Реализация государственной службой целей и задач определяет ее системные свойства, специфические черты, признаки и функции.
В пространстве современной государственной службы осуществляются следующие процессы, одновременно являющиеся ее признаками:
- осуществляется профессиональная деятельность на основе специальных знаний и навыков;
- происходит реализация компетенции государственных органов;
- обеспечивается функционирование государственных органов;
- исполняются должностные обязанности конкретными лицами на штатных государственных должностях.
Системными свойствами государственной службы являются:
- открытость, так как госслужба не замкнута в себе и находится в процессе взаимообмена с окружающим миром;
- динамичность как процесс постоянного развития;
- целенаправленность;
- линейность как предопределенный и предсказуемый процесс;
- нелинейность как наличие в развитие госслужбы элементов непредсказуемости, самоорганизации, свойственных открытым системам;
- инерционность как свойственные госслужбе консерватизм и традиционность;
- конкурентоспособность, которая определяет совершенствование кадровой политики.
Современная государственная служба обладает следующими специфическими чертами:
- носит прикладной характер, так как не имеет ценности сама по себе и предназначена для реализации целей и функций государственного управления;
- имеет интеллектуальное содержание (не являясь, повторим, интеллектуальной деятельностью) в плане выработки решений при осознании их управленческого воздействия;
- характеризуется коллективностью как результатом взаимодействия госслужащих друг с другом, что определено самой системой;
- представляет собой комплексное явление, то есть является единым целым при сложной внутренней структуре и многообразии функций.
- имеет социально-психологический характер, так как создана человеком и обществом и функционирует в интересах последних.
Государственная служба реализует целый спектр функций:
- прогнозно-целевая: выработка стратегии развития и ее оценка;
- документально-архивная: создание и совершенствование номенклатуры, хранение и постоянное пополнение документальной базы.
- информационная: обработка информации и доведение информации до общества;
- технологическая: стремление к применению новых технологий, а также способствует их развитию;
- правоприменительная: деятельность протекает в границах правовых норм.
- правотворческая: непосредственное участие в законотворчестве и формировании правового поля государства;
- правозащитная: защита личности и государства как важнейшая функция;
- регулирующая: контроль и регуляция социально-экономических, политических и др. процессов внутри государства и международной деятельности;
- организационная: самоорганизация и организация деятельности в подведомственных сферах, оказывающих непосредственное влияние на организацию общественной жизни.
Таким образом, теоретически современная государственная служба предстает сегодня сложной многофункциональной открытой системой, которая активно реагирует на общественные процессы и стремится к продуктивному влиянию на общество. Перечисленные цели, задачи, черты, признаки, функции показывают, что теоретически современная российская госслужба частично или достаточно полно воплотила все идеи совершенной государственной власти, которые были рассмотрены нами ранее.
На сегодняшний день, институт государственной службы выступает в роли межотраслевого звена.
Государственная служба представлена связующим звеном между государством и гражданами государства. Центральное место в системе задач государственной службы отведено:
-защите прав и свобод человека и гражданина;
-созданию необходимых условий для развития личности;
-укреплению основ гражданского общества.
Регулятором государственной службы является правовой институт государственной службы, то есть те нормы права, которые составляют данных институт и, в соответствии с которыми, определяются условия и определяется порядок приема граждан на службу и т.д.
Также, институтом государственной службы регулируются нормы различных отраслей права.
Особенности осуществления государственной службы в отдельных государственных органах установлены федеральным законодательством, постановлениями и локальными положениями. Большинство норм права, которые входят в состав институты государственной службы, образуют самостоятельный институт права, которым преимущественно регламентирована служба в органах гос. власти.
Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (политиков).

Заключение и вывод


Центральное место в РФ на сегодняшний день отведено проблеме административно-правового статуса гос. служащих РФ. Данная проблема выступает в роли центрального элемента института права государственной службы, по той причине, что все иные элементы могут быть уточнены и конкретизированы правовым статусом гос. служащих, что и позволяет реализовать его потенциал в полной мере. Наряду с этим, в условиях децентрализации гос. управления в контексте федеративного устройства РФ, большая часть гос. служащих сосредоточена непременно в субъектах РФ, что и позволяет поставить вопрос об особенностях их административно-правового статуса. Вполне естественным и предсказуемым является тот факт, что данной проблеме свойственно иметь как теоретическое, так и практическое значение, исходя из чего можно говорить о его понятийном аспекте, организации государственной гражданской службы в РФ и в субъектах РФ и т.д.
На настоящий период проведения реформ был установлен статус гос. служащих, принят целый ряд НПА, которые регламентируют вопросы, связанные с проведением конкурса на замещение вакантных должностей гос. гражданской службы, проведения аттестации гос. служащих.
В общем, основная сфера деятельности программы состоит в создании целостной системы гос. службы в РФ, путем завершения процесса реформирования ее видов, среди которых основное место отведено – государственной гражданской службе и правовому статусу государственного гражданского служащего, которым и была посвящена работа. Если приводить обобщенную трактовку, то административно-правовой статус гос. гражданского служащего является системой предоставленных гос. гражданским служащим прав и возложенных обязанностей в сфере государственного управления. Кроме этого, административно-правовой статус государственного служащего также состоит из ответственности за неисполнением или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а также нарушение запретов, которые связаны с государственной службой.
Современная государственная служба постепенно претерпевает изменения, она постоянно находится «в движении»: изменяется, дополняется, в нее внедряются новые технологии и методы кадровой работы, повышается эффективность государственной службы.
Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых видов ответственности. Главной проблемой в данной сфере является отсутствие в отечественном законодательстве контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которым может быть подвергнут государственный служащий любых органов власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ