охарактеризовать роль дидактических игр как средства развития коммуникативной компетентности учащихся

Цели и задачи

Цель исследования: охарактеризовать роль дидактических игр как средства развития коммуникативной компетентности учащихся.

Введение и актуальность


Мотивационное общение выступает в качестве источника дополнительной энергии человека, так называемой для него своеобразной «подзарядкой». Человек, приобретая в результате этого общения новые цели и мотивы деятельности, новые интересы, увеличивает свой психоэмоциональный потенциал, который развивает его самого.
Кондиционное общение создает некоторую готовность к научению, формулирует установки, которые необходимы для оптимизации иных видов общения. Оно тем самым косвенно способствует индивидуальному личностному и интеллектуальному развитию человека.
Когнитивное общение выступает как непосредственный фактор интеллектуального развития, потому как общающиеся индивиды обмениваются знаниями, а, значит, и взаимно ими обогащаются.
Социальное общение способствует обслуживанию общественных потребностей людей, а так же способствует развитию форм общественной жизни, коллективов, групп и т д.
Биологическое общение, по сути, служит сохранению организма в качестве наиболее важного условия развития и поддержания его жизненных функций.
Деятельное общение, которое нами определяется как межличностный обмен навыками, умениями, операциями, для индивида имеет прямой развивающий эффект, потому как обогащает и совершенствует его собственную деятельность.
Опосредованное общение дает возможность усовершенствовать средства общения, к сознательному управлению и совершенствованию способностей человека к самовоспитанию и самообразованию.
Непосредственное общение необходимо для того, чтобы воспитываться и обращаться в результате широкого использования эффективных и простых способов и средств научения, данных ему с рождения: вербального, викарного, условно-рефлекторного.
Человек благодаря невербальному общению получает возможности для психологического развития еще то того, как он научился пользоваться речью и вовсе ее усвоил.
Что же касается вербального общения, роли его в психологическом развитии человека, то переоценить ее трудно. Это можно связать с усвоение речи, а она лежит, известно, в основании всего развития человека, как собственно личностного, так и интеллектуального.
Таким образом, общение – это достаточно многогранное явление. Оно собой представляет и взаимодействие людей, и отношение их друг к другу, обмен информацией между ними, а также их духовное взаимопроникновение.
Термин «компетентность» происходит от латинского «Competens» - надлежащий, способный, употребляется применительно к лицам определённого социального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем.
В настоящее время используются различные определения компетенции. Можно отметить общий момент всех этих определений: компетенция содержит в себе не только профессиональные навыки, но и непрофессиональные навыки, характеризующие конкретную личность. В самом общем понимании компетенция — это предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности.
При этом выделяется смысловое различие между понятиями «способность» и «готовность». Под способностью чаще всего понимают умение производить какие-либо действия или же индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Понятие «готовность» включает в себя процессный (деятельностный) - «подготовленный к использованию» аспект, а также аспект мотивированности личности (сформированного внутреннего побуждения) на выполнение работы.
Коммуникативная компетентность, по мнению О.В. Михайловой, — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [11].
Коммуникативная компетентность, с точки зрения А.Н. Мосиной и Т.Л. Худяковой, — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность представляет собой синтез социально-перцептивной, рефлексивной, психолого-педагогической компетенций и связанных с ними.
Таким образом, коммуникативную компетентность можно рассматривать как совокупность умений, которые определяют желание субъекта вступать в контакт с окружающими людьми; умение правильно организовать общение, умение проявлять эмпатию, эмоционально сопереживать, умение решать разнообразные конфликтные ситуации; знание правил и норм, которым нужно следовать при общении с окружающими; умение пользоваться своей речью.

Заключение и вывод

Коммуникативная компетентность понимается как совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания.
Многие педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Дидактические игры оказывают эмоциональное воздействие на детей, активизируют потенциальные возможности личности, способствует овладению знаниями, навыками, умениями, развивают коммуникативную компетенцию. Грамотно подготовленная и правильно организованная игра облегчает введение и закрепление материала и способствует формированию соответствующих навыков и умений. Проведение занятий в игровой форме помогает снять нагрузку, интерес к игре обеспечивает более устойчивое внимание, не вызывая при этом значительного утомления.
Дидактическая игра – это обучающая игра, вариант игры с правилами, специально созданной педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Неисчислимы, все те умения и знания, которые приобретает в игре ребенок. Играя, он учится, и ни одно умение, ни как не мыслимо, без помощи главного учителя – языка. Игру детей взрослые должны в самую первую очередь приспособить к интересам развития языка.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ