Формирование Просвещения в эпоху Петра I и его влияние на сферы жизни общества

Лаковые панно китайской работы создали удивительно красочный и нарядный Лаковый кабинет (архитектор И.Ф. Браунштейн, 1720–1722), где все убранство кабинета – стенные панно, филенки дверей и стен, десюдепорты и полочки-кронштейны для восточного фарфора – создает ансамбль в ярко красном колорите, построенном на контрасте черных лаковых панно, красных филенок, позолоченных левкашенных рам и деталей интерьера. В китайских кабинетах Большого дворца (архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот,1763) основу декорации составили подлинные створки восточных лаковых ширм – уникальные и ценные предметы художественной коллекции восточного искусства.

1.2 Академия наук и ее библиотека

В разные годы Академия наук в Санкт-Петербурге носила различные официальные названия.
С 1724 по 1747 годы Академия не имела чёткого официального названия и устава. Действовали лишь:
Именной указ императора Петра I от 22 января (2 февраля) 1724 года об учреждении Академии Наук и Художеств («академии наук и курьезных художеств») (объявлен из Сената 28 января (8 февраля) 1724 года), с приложением «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов», составленного Блюментростом по указаниям Петра I с личными резолюциями императора;
Именной указ императора Петра I от 23 февраля (6 марта) 1725 года «О приглашении учёных людей в Российскую Академию Наук и о выдачи, желающим ехать в Россию, нужных пособий», данный российскому послу князю А. Б. Куракину;
Именной указ императрицы Екатерины I от 7 (18) декабря 1725 года «О заведении Академии Наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста» (объявлен из Сената 21 декабря 1725 (1 января 1726) года) и
Высочайше утверждённый императрицей Анной Иоанновной доклад Академии Наук от 4 (15) февраля 1733 года «О форме печати оной Академии».
4 (15) октября 1727 — основание Академической типографии.
Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Мысль о развитии просвещения и о создании Академии наук появилась в самом начале преобразований. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учёными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести академию наук и в России. По утверждению П. П. Пекарского, намерение Петра учредить Академию наук в Петербурге следует отнести ко времени не позже 1720 года.
Одним из многих предложений Петру был поданный ему 11 (22) июня 1718 года доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, в котором Фик вызвался представить Петру записку «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия».
Принятие в Парижскую академию также укрепило Петра в его намерении учредить академию. В ответе Парижской академии 18 февраля (1 марта) 1721 года Пётр I, в частности, писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать». Поиск персонала для академии предполагалось осуществить привычным способом: вызовом иностранных учёных из-за границы. Средства для академии предполагалось выделить из государственного казначейства. Для академического инвентаря уже существовал задел: книги, доставшиеся в виде трофеев при завоевании Остзейского края, дополненные закупленными Петром за границей книгами, составили существенных размеров библиотеку; а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась Кунсткамера.
В соответствии с проектом, Петербургская Академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с создаваемыми при ней Академическим университетом и гимназией: хотя формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов Академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди (то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения). Во-вторых, она представляла собой государственное учреждение, финансировавшееся за счёт казны; а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. При этом обязанности, возлагаемые на академиков (профессоров), были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, читать публичные лекции.
28 января (8 февраля) 1724 года последовал именной указ Сенату «Об учреждении Академии Наук и Художеств». Согласно этому указу, каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причём Пётр высказал желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». На содержание академии было выделено 24 912 рублей «из таможенных и лицентных доходов, сбираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга».
Библиотека Российской академии наук — крупнейшая государственная библиотека, расположенная на Васильевском острове в Санкт-Петербурге по адресу Биржевая линия, д.1. Одна из крупнейших библиотек мира.
Библиотека основана декретом Петра I, хотя сам декрет до наших дней не дошёл и датой основания считается сентябрь 1714 года — начало выдачи читателям книг из библиотеки.
Первая государственная общедоступная библиотека России. Основу её фонда составили рукописи и книги Кремлёвской царской библиотеки в Москве, личного собрания Петра I в Летнем дворце, Аптекарского приказа, Готторпской библиотеки герцогов Голштинских, Митавской библиотеки герцогов Курляндских, а также книжные и рукописные коллекции сподвижников Петра I.
В 1718 г. библиотека была размещена в «Кикиных палатах». В 1728 г. библиотека была помещена в том здании, где сейчас располагается Кунсткамера.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ