Психологические причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков и пути коррекции их личности

Цели и задачи

Цель исследования: изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.

Введение и актуальность


Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания, оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения, которые говорят о творчестве и креативности свидетельствуют о том, что нормы, которые ранее были предприняты, могут быть пересмотрены при помощи изменения того, что рассматривается как нормальное. Следом за изменением норм происходит и изменение правильности поведения.
Стоит также учитывать и противопоставление человека тем нормам, которые приняты в сообществе людей в соответствии с требованиями общества: поведение в социуме отличается от того, что было «принято» в обществе и отличается от стандартного типа мышления и поведения. Так как критерии оценки нормы и девиации заложены в культуре, приходится говорить о том, что мы имеем дело с модернизацией правильности поведения и соответствия правильных норм .
Девиантным поведением может стать нарушение правильности гендерного поведения и гендерной характеристики людей [11, c. 57]. Отклоняющимся может считаться поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, ретардации, гетерохронности развития.
Наличие стандарта поведения позволяет рассматривать поведение каждого ребенка как вариант определенного отклонения. С. А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка, подростка, юноши.
Проблема девиантного поведения в педагогике рассматривается, главным образом, в отношении подросткового и юношеского возрастных "периодов развития, так как именно дети, находящиеся на данных возрастных этапах развития, в большей степени, чем другие возрастные категории детства входят в группу риска, в связи с тем, что для них характерны - такие особенности:
-внутренние трудности переходного периода, которые существенно изменяют «Я концепцию»;
-неопределенность положения подростка, неготовность его ко взрослой жизни
-нарушение социального контроля. Происходит нарушение социальных норм, которое реализуется как соблюдение внешних форм и отступление от внутренних норм. [12].
Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Ученые, рассматривая девиантное поведение, выявляют совершенно разные направления исследования. Одни видят причину девиантного поведения в некоем биологическом складе каждого отдельно взятого человека (Ч. Ломброзо). Другие, склонные опираться на физиологию, предпочитают делать выводы на основании строения человеческого тела (Э. Кречмер, X. Шелдон), объясняя аномалиями хромосом (Прайс, Уиткин).
Третьи предпочитают объяснять девиацию при опоре на психологическое развитие, объясняя ее «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», истоки чего видят в некоторой запрограммированности отклонений (3. Фрейд).
Многие девиации объясняются также учеными на основании конфликта культур (В.Ф. Миллер, Л.Ф. Селин); при этом, этногенетические качества личности, отклонения в его поведении объясняются на основании несовпадения норм поведения в той культуре, в которой воспитывался человек и культуры, которая принимает. Речь идет о таком явлении как «социальная грамматика поведения» (Р. Харе); теория «фокального» («фокусного») взросления Дж. Коулмена, сущность которой заключается в выявлении направления деятельности и точек развития в подростковом возрасте. Как следствие, в ходе своего становления происходит активное развитие ряд конфликтных процессов между подростками и родителями, подростками и сверстниками.
Профессор В.Н. Иванов говорит о следующих причинах девиации:
-изменения в социальном развитии общества. В определенный момент в обществе возникают такие условия, когда в нем начинает возрастать маргинализация. Вполне естественно, что подростки – наименее защищенная часть общества, подвержена негативному влиянию среды;
-впрочем, состоянию девиантного поведения зачастую свойственна промежуточность, которая реализуется через призму подросткового возраста – протекание как некий социальный взрыв, который впоследствии реализуется через призму «нормального» развития;
- переходность этапа – явление это, как правило, быстротечно, замещает многие реалии и новообразования;
- скорость распространения различных патологий, которые становятся в определенный этап «бичом» общества. К примеру, в 90-е годы XX века происходит становление маргинального мировоззрения.
Трактовка явления девиантного поведения зачастую объясняется специфическими причинами, которые выделяются исследователями. Известно, что любая личность не представлена только психологическими или физиологическими процессами – это симбиоз физиологии, биологии и психологии. Девиация происходит тогда, когда есть нарушение в одной из составляющих. И, соответственно, в зависимости от того, под каким углом зрения происходит оценка реальности, следует говорить о доминировании определенного фактора.

Заключение и вывод

Девиантное поведение характеризует поступки и действия человека, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Социальные нормы, по мнению Ф.Б. Бассина, находят свое воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, с целью регуляции деятельности и отношений. Девиантное поведение мы рассматриваем как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Я.И. Гилинский под девиантным поведением понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам).
Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем девиантного поведения подростков концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
В целом, анализ данных обзора литературы по проблеме девиации, свидетельствует о необходимости более глубокого исследования данной проблемы. Ребенок, который впервые приходит в школу, попадая в незнакомые для себя условия, испытывает стресс, а потому он особенно остро нуждается в материнской заботе и эмоциональной поддержке педагога. Именно поэтому особенно важным становится стремление педагогов заинтересовать родителей в процессе совместного воспитания, помощи ребенку в социальной адаптации.
Если этого не происходит, то уже в подростковом возрасте ребенок становится неуправляемым. Основными проблемами становятся алкоголизм, наркомания и проституция.
Иными словами, организованное взаимодействие между родителями и психологами приводит к тому, что формируются новые условия для развития малыша, которые становятся более комфортными, чем в классическом педагогическом процессе, когда взаимодействие между воспитателем и родителями строится на основании социального заказа. Создание союза трех социальных сил: педагоги – дети – родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ