Фольклорные мотивы в рассказах И.С.Тургенева «Записки охотника»
Цели и задачи
цель работы – провести анализ фольклорных мотивов в произведении «Записки охотника».
Введение и актуальность
Приведем слова В.Г.Белинского, написанные об особенностях тургеневской манеры после выхода в свет первого рассказа «Записок охотника» "Хоря и Калиныча": «Ваше призвание - наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию; но не опираться только на фантазию», (письмо В.Г.Белинского Тургеневу от 19 февраля 1847). Здесь совершенно верно подмечена одна из основополагающих черт таланта писателя.
Картины деревенского быта, которые Тургенев-охотник собрал в Орловской и смежных с нею губерниях, стали основой сборника "Записки охотника". В своем повествовании писатель часто опирается на биографию подлинного лица, однако занимаясь творческим преобразованием этой истории.
Произведение возникает как бы непосредственно из наблюденного художником жизненного явления или характера и чаще всего не имеет замкнутой композиции, ставящей точку за полным разрешением поднятого вопроса или проблемы.
Глубокое содержание, многозначность художественной детали, лаконизм, необычайная емкость слова и лиризм произведений Тургенева, умение видеть существенное в жизни, в природе, в людях – все это можно найти в произведении «Записки охотника».
«Записки охотника» являются поистине многогранным полотном, состоящем из разнообразных по форме вариаций одной и той же темы, дающим представление о народной России того времени. Самые разные жанры рассказа объединены в сборнике: бытовой очерк, новелла, картина с натуры, лирический этюд или зарисовка. Повествование ведется от лица охотника, описывающего увиденное, в форме беседы или состоит из ряда портретов-характеристик. Каждый в отдельности рассказ является самостоятельным художественно законченным произведением, но в то же время мы не можем не ощутить поэтическую цельность единого цикла «Записок охотника». «Записки охотника» написаны в единой форме сказа (повествования от первого лица). Тургенев впервые в «Записках охотника» отошел от тщательного исследования деревенской жизни, которое проводилось в физиологических очерках с тем, чтобы пробудить интерес и сочувствие к бедствиям и нуждам народа, и обратился к самой личности крепостного крестьянина. Он сумел открыть в целом ряде образов простых людей из народа неповторимое духовное богатство интереснейших индивидуальностей. В противовес эстетике обыкновенного, провозглашенной натуральной школой, Тургенев показывает необычные, одаренные, яркие натуры и народные судьбы.
Большое значение писатель придавал расположению рассказов, специально подбирая их, чтобы создать особую внутреннюю взаимосвязь образов. Как в едином большом произведении искусства, внутри цикла «Записок охотника» действуют свои художественные законы. Необходимо помнить об авторском замысле сборника, о стремлении Тургенева создать обобщающее типические характеры, отражающие единый образ живой поэтической России. Секрет эстетического единства книги в том, что каждый рассказ ценен не только сам по себе как относительно завершенное произведение, но и как ключ к пониманию других рассказов сборника. В «Записках охотника» тургеневский талант проявляется в мастерски построенных диалогах (например, в «Свидании»), в отличающихся глубиной раскрытия духовного мира психологических характеристиках персонажей. Автор широко использует прием контрастного сопоставления, сравнивая внешний и внутренний облик героев («Касьян с Красивой Мечи»), противопоставляя или проводя параллели образов («Ермолай и Мельничиха», «Два помещика», «Чертопханов и Недопюскин», и в рассказах с более сложной композицией: «Бурмистр», «Контора», «Льгов», «Малиновая вода», «Певцы» и др.).
Важной ролью в «Записках» обладает пейзаж, именно он создает живой образ России. Тургеневские пейзажи являются поистине поэтичными, наполненными внутренним лиризмом.
В «Записках охотника» проявились все основные черты стиля Тургенева, в частности, речь идет о музыкальности, стремлении к полутонам, задушевности повествования, основанной на использовании разговорного языка, обращениях к читателю от первого лица и т.д., умелом соединении эпического с лирическим.
«Бежин луг» - это одно из центральных произведений Тургенева, изучаемых в средней школе.
Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» - это классический образец жанра рассказа.
Характер героя Тургенев раскрывает посредством описания внешнего облика, отношения к тем историям, которые рассказываются мальчиками. Рассказ отличает поэтичный, яркий язык.
Центральным моментом в изучении рассказа, конечно же, должен стать анализ образа Павлуши. Кроме того, на примере «Бежина луга» можно показать значимость фольклоризмов в русской литературе 19 века, а также и в творчестве Тургенева, в частности. Весьма значимым аспектом является связь рассказа с народными традициями и народной культурой.
От «Бежина луга» можно провести некие связующие нити к еще одному рассказу «Записок охотника» - «Певцы». Отличительная черта рассказа «Певцы» - сценичность, наличие драматического начала.
Заключение и вывод
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Фольклорные мотивы играют важную роль в структуре повествования цикла рассказов «Записки охотника». Сам И. Тургенев отмечал, что фольклор для него важен, что каждый писатель должен заниматься его изучением, чтобы постигать саму суть русской души. Фольклор – это уникальная система народного творчества, уходящая своими корнями в архаическую эпоху. Насыщая ткань повествования фольклорными мотивами, Тургенев добивается многих художественных целей: усиливает внутреннюю динамику действия, эмоциональность и символичность образов.
Характерен для «Записок охотника» фольклорный мотив столкновения и взаимопроникновения двух миров – светлого и темного. Этот мотив присутствует почти во всех рассказах цикла.
Также нужно сказать о значимости мотива быличек, легенд, фантастических рассказов о нечистой силе и встрече человека с ней. Яркое его проявление мы видим в рассказе «Бежин луг». Как уже отмечалось ранее, этот мотив связан с обрядами инициации, с изначально присущим человеку стремлением постичь неизведанное, хоть на миг, но оказаться в этом удивительном и одновременно пугающем мире, населенным духами, русалками, лешими и прочими героями народных преданий и мифов.
На примере «Записок охотника» можно увидеть, что Тургеневу был чужд материалистический подход к фольклорным явлениям, формульному языку фольклора, писатель никогда не сводил его к быту, обрядово-трудовой деятельности. Тургенев обращается к космическому началу, сакральному языку мифов, загадок, быличек, что и делает его интерпретацию фольклорных мотивов столь выразительной, богатой, художественно насыщенной и уникальной.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт