Формирование познавательных интересов у детей с нарушением слуха

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение формирования познавательных интересов у детей с нарушением слуха.

Введение и актуальность


Необходимо помнить, что формирование познавательных интересов невозможно проводить только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательных интересов детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: уход за комнатными растениями, движения «сокровищницы» детей, загадки, наблюдения, индивидуальные и коллективные беседы и так далее.
Таким образом, изучив понятие формирования познавательных интересов, можно рассмотреть данный вопрос в психолого-педагогической литературе.

1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательного интереса у детей

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [7].
Проблема познавательного развития рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах и документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций.
Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним связанны. Познавательные интересы связаны с широким понятием «познание».
Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [13].
Познание – высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний [19].
Понятие «познание» появилось еще до нашей эры и на протяжении всех лет модифицировало свое значение от внутренней части человека, и составляющей Души до процесса, формирующего знания обучающегося.
Так же немаловажным является определение понятия «развитие», так как часто педагоги и психологи используют словосочетание познавательное развитие.
В толковом словаре Ожегова развитие определяется как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. В педагогической науке понятие развитие определяется как целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания [13].
В психологическом словаре рассматривается такое понятие, как «развитие личности». Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ [14].
Развитие – понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей [19].
По мнению Л.С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие, – пишет он, – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка [2]:
детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве;
закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает, или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой;
закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания;
закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий [1].
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Условия развития позднее были более подробно описаны А.Н. Леонтьевым.
Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не врожденны, они формируются, причем первая потребность – потребность в общении со взрослым. На ее основе ребенок вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
Таким образом, рассмотрев вопрос формирования познавательных интересов у детей в психолого-педагогической литературе, можно сделать краткий вывод, что проблема познавательного развития детей рассматривается довольно давно многими авторами, а так же она затрагивается даже на уровне государства.

Заключение и вывод

Анализ психологических работ и сравнение показателей формирования познавательных интересов у детей в норме и у детей с нарушениями слуха показал, что у детей, имеющих нарушения, недостаточно сформированы мотивационная сторона психической деятельности, операции мыслительной деятельности, имеются трудности в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Следовательно, дети с нарушениями слуха могут рассматриваться как дети с полиморфным типом психического недоразвития, для которого характерно в сенсорной системе — недостаточность восприятия, его недифференцированность и фрагментарность, затрудненность пространственной ориентированности; в познавательной сфере — отставание всех видов памяти, неустойчивость внимания, ограниченность смысловой стороны речевой деятельности и трудности перехода от наглядных форм мышления к словесно-логическим.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ