Главные члены предложения в начальной школе

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть методику изучения главных членов предложения в начальной школе (на материале анализа учебника Н.

Введение и актуальность


Мотивация речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств.
С этого момента начинается работа по формированию специальных коммуникативных умений, таких как :
- умение раскрывать тему высказывания;
- умение раскрывать основную мысль высказывания;
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ярко и ясно. В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений я начинаю с анализа текстов азбуки, так как чем меньше по своему объёму текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура. Текст даёт образец построения связного высказывания. Нужно показать детям, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, дети будут знать, что не всякое объединение предложений может образовывать текст. После формирования понятия о тексте перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как недостаточное внимание к способам связи  двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляет собой набор предложений, а не связанное высказывание.
Задача обучения связной речи в 3 классе – это дальнейшее формирование умения понимать и самостоятельно строить связные высказывания, учить разным типам высказывания. Именно во 3 классе начинается обучение изложению письменно под руководством учителя небольшого текста по вопросам или готовому плану. Изложение носит обучающий характер. Здесь важно найти и подобрать наиболее эффективные приёмы, способствующие формированию умения точно и ясно письменно излагать текст..
На уроках русского языка, чтения большое внимание уделяю умению озаглавливать тест. Для этой работы есть достаточно упражнений в учебниках. Наряду с общепризнанными видами работ необходимы тренировочные упражнения в нахождении места «начала», «основной части», «концовки».
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
- подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
- подбор к данному слову антонимов;
- работа над прямым и переносным значением слова;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами, скороговорками и поговорками;
 - работа со словарём;
 - словесные игры, например, «Коварные слова». Упражнения в составлении предложений со словами – омонимами (замок – замок) и т.д.
- выполнение различных видов творческих работ.
Детям очень нравятся разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение.  Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике».
 В заключение хочу сказать, что система речевых упражнений как устных, так и письменных эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда,  которая создаётся в классе, школе, семье и которая расширяется классными и внеклассными занятиями.

Заключение и вывод

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Под однородными членами предложения мы понимаем члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему или подчиненному члену.
Однородные члены предложения в тексте образуют блоки однородных членов предложения. Согласно классификации В.В. Бабайцевой, в лексико-семантическом отношении однородные члены предложения можно разделить на пять блоков, каждый из которых характеризуется отношениями либо градации, либо разделительными, либо противительными, либо причинно-следственными, либо временными.
Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными.
Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть морфологически разнородными.
При изучении предложений с однородными членами в III классе учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.
Проанализировав требования программ, задания учебников, построенных по принципу традиционной [УМК «Школа 21 века», учебник Н.Ф. Виноградова "Русский зык] можно сделать вывод:
В учебнике Н.Ф. Виноградовой упражнения отличаются разнообразием: сюда включены тексты стихов с однородными членами предложения, работа со схемами, работа с пословицами и загадками и др.
Эксперимент показал, что при изучении однородных членов предложения эффективными являются следующие виды упражнений: графический диктант, редактирование, конструирование предложений из отдельных слов, конструирование предложений по схемам, нахождение в предложениях однородных членов, конструирование схем по предложениям, составление из двух предложений одного, работа с пословицами и скороговорками, использование игр-упражнений, использование наглядности, грамматический разбор и др.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ