Эластичность спроса: понятие и виды. Влияние эластичности спроса на поведение российских фирм

Цели и задачи

Цель исследования - изучение влияния эластичности спроса на поведение российских фирм.

Введение и актуальность


Однако, как это ни странно, бывают и своего рода парадоксальные ситуации, при которых закон спроса дает сбой и действует в обратную сторону. Это, как правило, может проявляться тем, что величина спроса растет по мере повышения цены. Значимыми примерами могут послужить эффект Веблена или продукция Гиффена.
Следует отметить, что закон спроса имеет теоретическое обоснование. В его основе следующие механизмы:
Эффект дохода – то есть стремление потребителя купить большое количество данной продукции при снижении цены на него, при этом не снижая объемы потребления иных товаров.
Эффект замещения – то есть готовность потребителя в случае снижения цены на указанный товар отдать предпочтение именно ему, отказавшись от иных более дорогостоящих товаров.
Закон убывающей предельной полезности – по мере потребления указанной продукции каждая его дополнительная единица будет приносить все меньшее удовлетворение. Именно поэтому потребитель будет готов продолжать приобретать указанный продукт только при снижении его стоимости.
Таким образом, изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению величины спроса. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса (рис. 1.3).

Заключение и вывод

Эластичность спроса имеет огромное значение для производителей и их маркетинговой стратегии.
Оценки эластичности позволяют установить, в каком направлении следует воздействовать на цены, чтобы увеличить выручку. Сопоставление эластичности для конкурирующих марок позволяет выявить те из них, которые менее чувствительны к повышению цены, т.е. демонстрируют большую рыночную силу.
Сравнение эластичностей для товаров, образующих единый ассортимент, позволяет модифицировать цены в рамках этого ассортимента.
Коэффициент перекрестной эластичности позволяет предприятиям своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке конкретных товаров и вовремя принять меры для получения максимальной выгоды. Например, знание об изменение спроса на один из взаимодополняющих товаров, дает производителю другого товара своевременно принять меры по оптимизации объемов производства. Коэффициент эластичности спроса облегчает прогнозирование, того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать.
Анализ эластичности спроса является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе. Он универсален одновременно и на макроуровне, и на микроуровне.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ