Административные реформы в странах Восточной Европы

Цели и задачи

Целью работы является изучение тенденций административных реформ в мировой системе.

Введение и актуальность


Анализ конституционных норм показывает, что в названных странах децентрализация понимается в типичном (широком) смысле. В отличие от этого в конституциях Франции и Польши децентрализация «привязана» не к государственно-управленческой сфере, а к публичной – государственной и муниципальной – власти в целом, что приближено к трактовке децентрализации в узком смысле. Так, в ст. 1 Конституции Франции отмечено, что «Франция является неделимой… Республикой… Ее организация является децентрализованной»; в ч. 1 ст. 15 Конституции Польши установлено, что ее территориальное устройство «обеспечивает децентрализацию публичной власти»
В конституциях трех стран – Венгрии, Норвегии, Нидерландов – параметры рассредоточения государственной власти представлены через иные понятия, отражающие суть данного процесса. Например, в § 42 Конституции Венгрии установлена «самостоятельность» местного самоуправления, которая в дальнейшем конкретизирована применительно к органам власти». Согласно п. 1 § 44/A, местное представительное учреждение «самостоятельно: регулирует и управляет в делах самоуправления, а его решение может быть проконтролировано только с точки зрения законности; распоряжается доходами самоуправления; в рамках закона формирует администрацию и определяет порядок ее деятельности».
Как гарантию самостоятельности местного представительского учреждения можно расценить норму о его «наделении» государственной поддержкой. Рассредоточению власти служит положение п. 2 § 44/В Конституции данной страны, что «городской голова – председатель местного представительного учреждения – на основе закона или правительственного постановления, основанного на нормах закона, может «в исключительном случае исполнять административные функции». При этом закон или правительственное постановление может возложить административную задачу, ведомственную сферу компетенции на секретаря и, в исключительном случае, на делопроизводителя канцелярии представительного учреждения.
По Конституции Королевства Нидерландов о децентрализационных аспектах можно судить, уже исходя из наименования Главы VII – «Провинции, муниципалитеты, органы водного контроля и другие государственные органы». По обыкновению, муниципалитеты представляют местное самоуправление. Исходя из названия главы, они относятся к государственным органам, реализующим власть на отличном от общегосударственного уровне. Указано также, что полномочия провинций и муниципалитетов по регулированию и ведению внутренних дел «делегируются» органам провинций и муниципалитетов.
В Конституции Королевства Дания и Конституционных актах Великобритании децентрализация государственной власти представлена в ее широкой трактовке. Причем, здесь функциональное разделение государственной власти отражено в институциональном ключе. Так, в Конституции Дании в ст. 3 ч. 1 прямо установлено, что «законодательная власть осуществляется совместно Королем и Фолькетингом. Исполнительная власть осуществляется Королем. Судебная власть осуществляется органами правосудия».
В Конституционных актах Великобритании о функциональных характеристиках государственной власти не упоминается, но говорится об органах, название которых позволяет с очевидностью отнести их к известным ветвям власти – парламент, премьер-министр, суд. Основу децентрализации государственной составляет характеризующий ее функциональную составляющую принцип разделения властей упомянутый, например, в ч. 1 ст. 111 Конституции Португалии, которая «определяет разделение властей и взаимозависимость органов государственной власти».
Данная формулировка в части установления «взаимозависимости» довольно оригинальна, поскольку преимущественно закрепляется самостоятельность органов власти, представляющих разные функциональные ветви. В таком изложении отражена диалектическая связь децентрализации и централизации. В ч. 3 ст. 111 зафиксирован чрезвычайно важный принцип, определяющий условия и пределы рассредоточения власти в порядке делегирования. Установлено, что «никакой орган государственной власти, автономной области или местной власти не может делегировать свои полномочия другим органам, кроме как в случаях и в пределах, специально предусмотренных Конституцией и законом».
Близко к классической формулировке принцип разделения властей зафиксирован в ч. 1 ст. 10 Конституции Польши, согласно которой государственный строй Польской Республики «основывается на разделении и равновесии законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти». В связке с этим положением представлена организационная поддержка его реализации. О наличии «различных властей» можно судить по содержанию ст. 134 Конституции Италии, которой установлена сфера подсудности Конституционного суда. Помимо прочего здесь присутствуют «споры о компетенции между различными властями государства…». Наличествуют и иные конституционные варианты, указывающие на рассредоточение власти по функциональному критерию.
Конституция Испании указывает на существование таких публичных образований как муниципалитет, провинция и автономное общество, которые при ведении своих дел пользуются автономией (ст. 137). Автономия муниципалитетов гарантирована Конституцией (ст. 140). Провинция, являясь местным образованием, объединяет группу муниципалитетов и образует «единицу территориального управления для выполнения деятельности государства» (ч. 1 ст. 141). В Испании конституционно установлен и другой вариант реализации права на автономию – это автономные сообщества. Такое право ч. 1 ст. 143 Конституции адресовано пограничным провинциям с общими историческими, культурными и экономическими признаками, островным территориям и провинциям, представляющим историческую ее единицу.
Таким образом, даже краткий анализ конституций европейских стран показывает наличие в их правовом поле конституционно закрепленных механизмов децентрализации государственной власти, что позволяет рассматривать обозначенные процессы как тенденцию государственного строительства в современной Европе.
2.2. Административные реформы в странах Восточной Европы

Заключение и вывод

В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Под административной реформой принято понимать совокупность преобразований, которые направлены на улучшение существующего механизма управления. Административная реформа направлена на реализацию ряда целей, среди которых:
1.Оптимизация системы государственного управления. Данная цель направлена на сокращение численности государственного аппарата.
2.Реорганизация органов государственного управления. Здесь речь идет об объединение некоторых структур управления в одну или закрытие целиком министерств или иных управленческих структур за ненадобностью и т.д.
Проведение административной реформы в современных условиях хозяйствования строится на соблюдении ряда принципов, среди которых можно выделить такие, как:
1.Гласность. Суть данного принципа в том, что проведение административной реформы и ее результаты придаются широкой огласке, в том числе и в средствах массовой информации.
2.Законность. Проведение процедуры административной реформы основано на соблюдении законов и иных нормативно-правовых актах.
3.Массовый характер. Как правило, проведение административной реформы затрагивает все сферы государственного управления и т.д.
Основными направлениями реализации административной реформы можно назвать:
1.разграничение функций по контролю и надзору в сфере государственного и муниципального управления
2.расширение спектра применяемых электронных технологий
3.разработка и внедрение механизмов, препятствующих проявлению новых административных барьеров и т.д.
Главные цели, принципы и направления административных реформ в странах Восточной Европы можно сформулировать следующим образом:
1.создание эффективной системы административно-государственного управления,
2.исключение из действующей Конституции положения о руководящей роли коммунистической партии и одновременное осуществление департизации государственного аппарата,
3.провозглашение и правовое закрепление в действующих Конституциях принципа разделения властей и т.д.
Административные реформы и решения должны помочь в открытой, конкурентной, понятной для молодых людей форме привлечь их на работу в органы государственного управления и исполнительной власти, дать возможность понять, почувствовать и увидеть, что социальные лифты работают вне зависимости от каких-либо сил и связей и что их профессиональный рост зависит прежде всего от личных деловых качеств, уровня подготовки, желания и умения работать в интересах людей. И сейчас отбираемая на основе конкурса Администрацией Президента РФ из многих тысяч подготовленных, перспективных, молодых кандидатов «президентская тысяча» в какой-то мере позволит уменьшить кадровый «голод» умеющих работать будущих руководителей в разных отраслях и сферах государственного управления и органов исполнительной власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ