Бюджетные санкции и их роль в усилении финансово-бюджетной дисциплины

Цели и задачи

Целью исследования является изучение бюджетных санкций и их роли в усилении финансово-бюджетной дисциплины.

Введение и актуальность


Перечень мер ответственности, предусмотренных в ст. 282 Бюджетного кодекса РФ, не является исчерпывающим. Законодательством предусматриваются и другие меры финансового воздействия на нарушителей бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 10 ФЗ от 29.07.1998 № 136 "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" за нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства может последовать отказ в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований. В ст. 74 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривается такая мера, как обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов.
Привлечение к ответственности за совершение бюджетных правонарушений осуществляется в особой процессуальной форме. Процедура привлечения к ответственности предусмотрена в бюджетном законодательстве, однако при анализе положений статей 165, 166 и 284 Бюджетного кодекса РФ возникает целый ряд вопросов, касающихся процедур привлечения к ответственности за совершение бюджетных правонарушений.
Во-первых, почему в качестве органов, полномочных применять меры принуждения, называются только органы Федерального казначейства? Ведь, например, право блокировки расходов принадлежит к исключительной компетенции министра финансов РФ, а Закон «О Счетной палате» предоставляет ей право при неоднократном неисполнении предписаний Счетной палаты приостанавливать операции по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Можно, конечно, предположить, что законодатель в интересах получателей бюджетных средств намеренно ограничил число государственных органов, полномочных применять меры принуждения. В таком случае следовало бы предусмотреть, что постановления руководителей органов Федерального казначейства о применении мер принуждения могут приниматься на основе актов проверок, проводимых не только органами казначейства, но и контрольными органами Минфина и Счетной палатой. В противном случае наделение этих органов контрольными полномочиями теряет всякий смысл, так как обнаруженные в процессе проводимых этими органами ревизий нарушения бюджетного законодательства не могут быть пресечены.
Во-вторых, кто вправе привлечь к ответственности руководителей органов Федерального казначейства, которые могут выступать субъектами большинства предусмотренных Бюджетным кодексом РФ правонарушений? Допустим, руководителей территориальных органов Федерального казначейства может привлечь к ответственности начальник Главного управления Федерального казначейства, но вот кто вправе привлекать к ответственности последнего? То же самое относится и к министру финансов. В ст. 167 Бюджетного кодекса предусмотрена персональная ответственность министра финансов за реализацию предоставленных ему обширных полномочий в бюджетном процессе. Но по вопросу о порядке реализации этой ответственности Бюджетный кодекс РФ содержит лишь ничего не значащую формулировку: "Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации". С нашей точки зрения, отсутствие в Бюджетном кодексе РФ ответов на эти вопросы совершенно недопустимо. Возможным способом восполнения этого правового пробела может быть установление судебной процедуры привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения должностных лиц Федерального казначейства и министра финансов РФ по представлению Счетной палаты РФ.

Заключение и вывод

В заключение представляется необходимым отметить следующее:
1. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - бурно развивающийся институт финансового законодательства и права. Для его дальнейшего успешного развития требуются системные и одновременные изменения финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.
2. Принятие Бюджетного кодекса РФ является значительным прорывом в развитии бюджетного законодательства. В то же время отдельные отношения, регулируемые нормами Бюджетного кодекса РФ, нуждаются в серьезной доработке. Прежде всего это относится к части IV Бюджетного кодекса РФ, регулирующей ответственность за нарушения бюджетного законодательства. В частности, необходимо:
Ввести понятие бюджетного правонарушения в Бюджетном кодексе РФ.
Раскрыть сущность и установить порядок применения мер финансово-правовой ответственности, применяемых за совершение бюджетных правонарушений.
Привести основания применения мер ответственности в соответствие с видами бюджетных правонарушений.
Виды бюджетных правонарушений необходимо выделить в отдельную главу 29 "Виды бюджетных правонарушений".
Установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность должностных лиц за совершение бюджетных правонарушений, предусмотренных в Бюджетном кодексе РФ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ