Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ | Пример курсовой работы

Особенности работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ.

Все разновидности диктанта, как и всевозможные творческие задания, являющиеся его своеобразным вариантом, способствуют приобретению большей гибкости и уверенности в записывании диктанта вообще, однако следует отметить, что ни одна из перечисленных форм не должна заменять традиционный диктант, который обязателен на каждом уроке. В противном случае целый ряд навыков, приобретенных ранее, может утратиться. Задача преподавателя – научить записывать услышанную мелодию, поэтому контрольный диктант может быть не более одного-двух раз в четверть.


Выбор музыкального материала

Психология учит, что ученик быстрее и прочнее запоминает то, что ему нравится. Практика же заставляет убедиться в том, что реакция на то или иное впечатление тем продолжительнее, чем более яркой была раздражимость. Следовательно, для развития музыкального слуха ученика, для быстрого и прочного запоминания мелодии, необходимо выбирать художественно полноценный материал. Специально сочиненные упражнения для тренировки слуха (на какой-либо интервал, ритмическую5 группу, размер) малопригодны вследствие отсутствия образного содержания. Нет смысла и необходимости загружать ими память детей, так как они не отвечают воспитательным задачам. В небольшом количестве такие упражнения могут быть использованы, но только в тех случаях, когда под рукой у педагога нет достаточного количества художественных образцов, необходимых для слуховой тренировки определенного навыка.
Для диктанта хорошо использовать мелодии, знакомые ученикам, что позволяет сократить время, необходимое для их запоминания. Перед записью мелодии по памяти необходимо выяснить, как она воспринимается учащимися. Очень часто бывает, что даже красивая песня после многократного исполнения усваивается плохо.
Педагогу необходимо тщательным образом изучить особенности, закономерности восприятия музыкального материала учеником. Наблюдая за быстротой запоминания различных мелодий, педагог должен выявить музыкальный опыт ученика. Обычно запоминаются песни с привычными для детского слуха мелодическими оборотами. В избираемом для диктанта материале на первом месте должны стоять примеры со знакомыми ладотональными оборотами, и лишь позднее, по мере развития слуха, можно привлечь мелодии с более сложным для восприятия интонационным строем. Легче всего запоминаются музыкальные примеры квадратной структуры (8- 12 тактов) с четким разграничением коротких фраз и ясной направленностью мелодии, а так же примеры, контрастные по направлению мелодии, по ритмическому рисунку.
Труднее усваиваются памятью мелодии, в которых фразы незначительно отличаются друг от друга: начинаются то с сильной, то со слабой доли такта, или где каждая фраза ритмически и интонационно варьируется.
Сложны для запоминания мелодии с фразами широкого дыхания, построения, в которых конец одной фразы является началом другой. К таким мелодиям следует подходить постепенно. Одни из них нужно предлагать петь по нотам с листа, другие – выучить на слух с текстом, подобрать на инструменте, а затем уже записывать; третьи – запомнить наизусть, предложить спеть с названием звуков и записать. После того, как слух привыкнет к этим мелодиям, их можно предложить ученикам в качестве самостоятельного диктанта. Очень плохо запоминаются мелодии в том случае, если они являются не началом песни или инструментальной темы, а ее продолжением. Настаивать на том, чтобы дети запоминали мелодию в таких случаях, не стоит. В диктанте лучше всегда давать музыкальную тему с ее начала.
Разнообразие музыкального материала используемого на занятиях по сольфеджио, и в частности в диктантах, имеет большое воспитательное значение, расширяет кругозор учащихся, обогащает их музыкальную память.
Общеизвестным является утверждение, что в основе исполнения и восприятия музыкального произведения лежит слышание, слуховое осознание музыки. Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески воспроизводить ее при исполнении. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.
Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из многих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, и развитию его в образовательном процессе способствуют любые музыкальные занятия – по специальности, теоретическим предметам, хору и ансамблю. Однако особая роль отводится здесь предмету сольфежио. И действительно, на занятиях сольфеджио активность музыкального слуха сильно возрастает. В процессе работы ставится и отрабатывается целый ряд приемов и навыков. Одним из разделов курса сольфеджио, развивающий память учащихся, их внимательность и быстроту восприятия музыкальных явлений является музыкальный диктант.
Для успешного написания музыкального диктанта необходимо взаимодействие различных факторов: наличие музыкальной памяти, развитого чувства лада и ритма, а также грамотности в области нотного письма. Понимание педагогом целей и задач музыкального диктанта, а также знание различных форм проведения музыкального диктанта способствует успешному написанию учащимися подобных заданий.
Музыкальный диктант с большей эффективностью способствует формированию прочных знаний, умений и навыков в области развития музыкального слуха. Поэтому работу над диктантом следует начинать с самого раннего этапа обучения музыке и проводить ее необходимо систематично и целенаправленно, постепенно усложняя предлагаемый для обучения материал.
Конечный результат в области музыкального диктанта – воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности.
Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда не следует забывать, что школа искусств – учебное заведение дополнительного образования. Определенные возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно научить детей слушать музыку и переживать ее, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Все формы работы должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что главная цель педагога – воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей работы над музыкальным диктантом в ДМШ и ДШИ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!