1. Проблемы и перспективы развития российских предприятий

Цели и задачи

Целью проведения данного исследования является определение роли малого бизнеса в отечественной экономике.

Введение и актуальность


И с точки зрения возможностей реагирования на действие внешних факторов эндогенная среда малого предприятия обладает значительно меньшими возможностями по сравнению с крупным предприятием — речь идет и о запасе устойчивости, и о финансовых возможностях, в том числе о проблеме заимствований на финансовом рынке, и о квалификации менеджеров, вынужденных совмещать несколько функций управления.
Крупный бизнес может работать только на емком рынке со стабильным и продолжительным спросом, выпуская высоко стандартизованную продукцию массового производства. Для этого ему необходима многочисленная рабочая сила и аккумулирование значительных финансовых средств. При этом остаются неиспользованные рыночные ниши и невостребованные ресурсы, к которым относятся, например, специализированная продукция и/или продукция ограниченного спроса, индивидуальное обслуживание, продукция, значительно зависящая от изменения моды и вкусов. Сюда же можно отнести наукоемкую продукцию, разработка которой связана с большим риском из-за невозможности предсказать спрос.
Совокупность миллионов малых и средних фирм и десятков крупных компаний образуют особый механизм саморегуляции рыночной экономики. Малые предприятия в силу их преимуществ являются своеобразной «лабораторией» для предприятий крупного бизнеса. Они не только более восприимчивы к новым идеям, они же в большинстве случаях являются генераторами новых идей. Так, в американской экономической литературе часто приводят сведения Национального научного фонда (ННФ) о том, что фирмы менее чем с 500 занятыми производят в 2,5 раза больше нововведений на доллар затрат в НИОКР, чем корпорации с числом служащих более 100 тыс. человек.
На счет малых предприятий можно отнести многие новые идеи, в том числе изобретения электротостеров, кухонных плит, холодильников, посудомоечных машин, пылесосов, персональных компьютеров, автоматической коробки передач, рулевого привода с усилителем. Этот список можно продолжить примерами практически из любой области человеческих потребностей.
Малый бизнес не приемлет жестких иерархических структур, при которых невозможна быстрая корректировка целей и перераспределение сфер ответственности. Он принимает на себя риск разработки новых или модернизации существующих продуктов и технологий, так как только через реализацию нововведений возможно существование и развитие в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.

Заключение и вывод

За последние несколько лет число малых предприятий в России значительное увеличилось. При этом анализ предприятий малого бизнеса по видам деятельности показывает, что большая их часть (33,2%) осуществляет торговую деятельность, либо оказывает услуги по ремонту автотранспортных средств и бытовой техники. На втором месте (19,1%) находятся предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, связанные с ее продажей или арендой. И на третьем месте с долей 12,6% - малые предприятия в сфере строительства. Таким образом, предприятия производственной и агропромышленной сфер занимают ничтожно малую долю. А ведь именно в этих отраслях создается так называемая добавочная стоимость, динамика которой во многом определяет эффективность развития экономики.
По территориальному признаку малый бизнес в России развит неравномерно - явная централизация малых предприятий (включая микропредприятия) по количественному фактору тормозит развитие этого сектора экономики в российской глубинке.
Сегодня для малого предпринимательства действуют три специальных налоговых режима:
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);
упрошенная система налогообложения (УСН);
патентная система налогообложения (для индивидуальных предпринимателей).
Упрошенная система налогообложения на основе патента и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нуждаются в реформировании.
Популярная в 1990-х гг. идея создания бизнес-инкубаторов для субъектов малого предпринимательства, к сожалению, не получила должного развития. Идеология бизнес-инкубирования в России заключалась в помощи малому предпринимательству на начальной стадии создания и развития. Всесторонняя поддержка должна была выражаться не только в льготной арендной плате, но и в информационной поддержке в виде консультаций квалифицированных бухгалтеров и юристов, рекламном и маркетинговом сопровождении.
Отсутствие государственной поддержки бизнес-инкубаторам вполне объяснимо ограниченностью бюджетных средств. Но существуют и другие возможности создания льготных условий для малого предпринимательства. И в первую очередь речь идет об упрощении процедур бухгалтерского и налогового учета, что вызывает особые трудности и спорные ситуации с контролирующими органами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ