Задачи, содержание и методы нравственного воспитания школьников.

Цели и задачи

Цель нашего исследования – изучение задач, содержания и методов нравственного воспитания школьников.

Введение и актуальность


Нравственное просвещение предоставляется для школьников разными путями, главным среди них являются этические беседы, лекции, диспуты, др. В нравственном воспитании следуют возрастным качествам школьников, учитывают их индивидуальный моральный опыт, степень освоения нравственных норм, баланс уже примененных знаний и новыми нормами. [5, с.63]
Пояснение моральных норм ведет практически каждый учитель всех учебных дисциплин и всех циклов, на каждом уроке и во внеурочное время. Учитель ведет работу, опираясь на мировоззрение, имеющиеся знания школьников, др. Нравственное воспитание будет результативным только когда знания сопровождаются нравственными переживаниями.
Учитель формирует систему моральных понятий отношения личности к Родине. Эта система понятий может быть усвоена только лишь при понимании всех свойств социального устройства государства, др.
Нравственное развитие школьника содержит воспитание нравственных потребностей: нужды в труде, в общении, правильном освоении культурных ценностей, развитии познавательных способностей, др. Эти потребности развиваются у школьника в реальном труден и правильном отношении других школьников к морали. В ходе разнообразной дел развиваются социально здоровые навыки поведения, правильные привычки, устойчивые нравственные отношения. [15, с.48]
В целеустремленной, социально значимой работе человек осваивает моральные нормы. В школе он — ученик, в спортивной секции —участник команды, в семье — сын (или дочь), школьник должен знать правильные моральные принципы поведения. Названные роли задают нравственно-психологические качества ребенка (мужественность, нежность к матери, иное). Всякая общественная роль запрашивает основополагающие нравственные качества от человека: сознательность, ответственность, трудолюбие, готовность оказать помощь, др. Преднамеренное принятие общественных ролей и обязанностей вытекающих по их должному исполнению может служить значимым мотивом для овладения моральными нормами школьников. [8, с.55]
Имеется корреляционная связь между воспитанием нравственной потребности у школьника и его практической деятельностью. Но не всегда нравственная и значимая работа рождает у учащихся желаемые для учителя потребности.
А. С. Макаренко говорил, что труд без применения других методов не дает больших успехов в нравственном воспитании. Для формирования нравственных потребностей у школьников имеет большое значение не только предметная работа, но и идейное влияние на личность мировоззрения, взглядов учителя, ставящие целью обучения постижение и штудирование нравственных ценностей человека. В этом деле совершается развитие нравственных установок, мотивов и стимулов. Формируя нравственные мотивы образование формирует способы поведения. В нравственном воспитании учитель должен:
формировать условия для исполнения нравственного выбора обучающегося, нравственного способа его действия;
разбираться в противоречиях учащихся, формировать нравственные требования к школьнику, содействовать самому результативному и качественному выбору в воспитании личности школьника;
воздействовать на лиц, составляющих среду для окружения школьника (родителей, товарищей, друзей). [11, с.63]
Большое место в режиме нравственного воспитания школьников имеют нравственные привычки. Привычка к поведению должна опираться на глубоко усвоенные нравственные нормы. Это есть показатель устойчивого мотива. Привычка отличается от автоматизированных навыков, она заключает потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения. Привычные методы поведения для ребенка вырабатываются в ходе овладения им нравственными нормами. Привычки делятся на простые и сложные. Под простыми привычками подразумевают поступки и действия или элементарные правила поведения. К сложным нравственным привычкам относится потребность в добросовестном исполнении гражданских, трудовых, семейных обязанностей.
Главной задачей нравственного воспитания школьников является переход поступков в привычки. Педагогический запрос к ребенку в формировании нравственных привычек базируется на единстве поведения и сознания. [12, с.42]
Прежде чем сформировать у школьника привычку нужно создать условия к её приобретению. Формирование нравственной привычки начинают на положительной мотивации школьников или в ценной мотивации поступка. Привычки формируются от простейших к сложным, запрашивающим самоконтроль. Добрую привычку К. Д. Ушинский анализировал в воспитании школьника как нравственный капитал, который всегда растет и каким человек успешно пользуется всю жизнь. Дурная привычка по К. Д. Ушинскому невыплаченный заем, который доведет человека до нравственного банкротства
Для развития привычек большое значение имеет атмосфера учебного заведения. Развиваемые у учащихся методы поведения легче усваиваются от народных традиций, общественных законов, поведения самих педагогов. Изучение нравственных норм обогащается от экспансивного отношения людей к ним. [13, с.104]
Нравственные чувства, переживания приносят людям спокойствие от жизни общества в котором они живут. Психологи выделяют простые чувства и сложные, гражданские, морально-политические. Объектом чувств является общество, государство, коллектив. Способность многообразно чувствовать определяется богатством духовной жизни человека, это зависит от симпатий и антипатий личности, сопереживаний людям. Сопереживание поднимает психику для новых чувств.
Развивая нравственные чувства, учащихся включают в ситуации, запрашивающие сострадания; тонкости, др. Чувствам учащихся нужно задавать нравственную правильность. [19, с.77]
Психологи в исследованиях определили, что младший школьный возраст имеет высокую восприимчивостью к постижению нравственных законов. В это время закладывается нравственная основа для развития личности. Стержнем для нравственного воспитания, устанавливающим моральное воспитание школьника в младшем возрасте, является развитие гуманистических взглядов, методом нравственного воспитания являются опора на чувства ребенка, эмоциональную отзывчивость. У подростков накапливается нравственный опыт поведения, опыт нравственных контактов в общении со сверстниками, усиливается потребность в самопознании. Юноша устремлен к выбору нравственных норм.
Нравственные недостатки в поведении педагогически запущенных детей коренятся в организации их жизнедеятельности, методах удовлетворения их нужд, узости материальных и духовных интересов, в бедности переживаний [20, с.44]
Таким образом, пути и средства нравственного воспитания могут быть различными, зависят от возраста учеников, условий среды, др. Нравственное воспитание охватывает весь учебно-воспитательный процесс школы. Учитель ведет работу по формированию мировоззрения школьников.

Заключение и вывод

Нравственное просвещение предоставляется для школьников разными путями, главным среди них являются этические беседы, лекции, диспуты, др. В нравственном воспитании следуют возрастным качествам школьников, учитывают их индивидуальный моральный опыт, степень освоения нравственных норм, баланс уже примененных знаний и новыми нормами.
В нравственном воспитании учитель должен - формировать условия для исполнения нравственного выбора обучающегося, нравственного способа его действия; разбираться в противоречиях учащихся, формировать нравственные требования к школьнику, содействовать самому результативному и качественному выбору в воспитании личности школьника; др. Учитель формирует систему моральных понятий отношения личности к Родине. Эта система понятий может быть усвоена только лишь при понимании всех свойств социального устройства государства, др., т.е формируется не один раз в развитии ребенка согласно его возрастным характеристикам.
Привычные методы поведения для ребенка вырабатываются в ходе овладения школьником нравственных норм. Педагогические запрос к ребенку в формировании нравственных привычек базируется на единстве поведения и сознания. Прежде чем сформировать у школьника привычку нужно создать условия к её приобретению. Привычки формируются от простейших к сложным, запрашивающим самоконтроль. Добрую привычку К. Д. Ушинский анализировал в воспитании школьника как нравственный капитал, который всегда растет и каким человек успешно пользуется всю жизнь. Дурная привычка по К. Д. Ушинскому невыплаченный заем, который доведет человека до нравственного банкротства.
Для развития привычек большое значение имеет атмосфера учебного заведения. Развиваемые у учащихся методы поведения легче усваиваются от народных традиций, общественных законов, др. Изучение нравственных норм обогащается от экспансивного отношения людей к ним. Развивая нравственные чувства, учащихся включают в ситуации, запрашивающие сострадания; тонкости, др. Чувствам учащихся нужно давать нравственную правильность.
Методы нравственного воспитания - это особый инструмент в руках педагога. Избрание форм и методов нравственного воспитания изменяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе нравственного воспитания широко используются упражнение и убеждение.
Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ