«Языковые средства выражения оценки в аспекте речевого портретирования Н.С.Михалкова»

Цели и задачи

Цель работы – выявить и проанализировать языковые средства выражения оценки в речи Н.

Введение и актуальность


Словообразовательные средства: различные аффиксы субъективной оценки: -оньк-, – еньк-, – онечк-, – охоньк-, – ёхоньк-, – ёшеньк-, -к-, -ечк-, – оват-, – еват- со значением усилительности, -ок-, -ик-, -чик-, -ишек-, -ец-, -(и)ца, -ц(о) со значением уменьшительности и ласкательности (при их посредстве выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пёстрая и противоречивая гамма эмоций и оценок) [Арутюнова, 1988:209].
На фонетическом уровне оценка может оформляться звукоподражаниями, звуко-ритмоподражаниями, фонетическими и семантико-фонетическими каламбурами, а также аллитерацией и/или ассонансом, которые создают нужный психо-эмоциональный фон высказывания.
Однако, как отмечает Т.В. Кочеткова, фонетические единицы языка не содержат оценки как таковой. Они, как и синтаксические конструкции, могут только усиливать положительное или отрицательное восприятие адресатом отношения субъекта речи к ее предмету [Кочеткова, 1999:13].
По мнению Т.В. Кочетковой, «в первую очередь оценка актуализируется лексико-семантическими средствами языка, выражающими ее эксплицитно и имплицитно, денотативно и/или коннотативно, прямыми номинациями, определениями-характеристиками и через характер совершаемых действий (глагол-сказуемое)» [Кочеткова, 1999:14].
Оценочное значение может также усиливаться при помощи использования явлений синонимии и антонимии.
На морфологическом уровне основным средством выражения оценки являются формы сравнительной степени наречий, формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, а также их элятивные формы, которые обозначают безотносительно высокую степень качества. В полном объеме оценочная семантика реализуется только в высказываниях.
К синтаксическим средствам, выражающим оценку, можно отнести некоторые именные предикаты, инфинитивные конструкции и т. п., а также нечленные конструкции, состоящие из междометий, и односоставные предложения, включающие слова категории состояния. Для усиления оценочного значения могут использоваться, например, риторические вопросы и сравнительные обороты.
Таким образом, лексические, морфологические и словообразовательные средства в тексте выражают оценку эксплицитно и самостоятельно, а фонетические и синтаксические средства являются для них вспомогательными.

Заключение и вывод

Мы рассмотрели и проанализировали речевой портрет Н.С. Михалкова. Он имеет принадлежность к старшему поколению, высокому социальному слою, следует в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической). Никита Сергеевич является личностью неординарной, элитарной, которой свойственно творческое отношение к языку. Михалков имеет набор речевых предпочтений и этикетных формул, речевых клише.
Также мы выявили отрицательные и положительные речевые оценки Н.С. Михалкова. Больше используется отрицательная оценочность, но это связано со спецификой передачи.
В ходе проведенного исследования языковых средств выражения оценки в речи Н.С. Михалкова встречаются различные способы. В большем количестве употребляется лексико-семантический и фразеологический, синтаксический. В меньшем количестве стилистический, фонетический, словообразовательный и морфологический. Лексические средства выражались как эксплицитно, так и имплицитно, как денотативно, так и коннотативно.
Для речи Михалкова Н.С. не являются чуждыми отрицательные и эмоциональные умозаключения. Кинорежиссер довольно просто может прибегать в своей речи к таким словам сниженной окраски, как «мразь», «мракобес», «дурак» и т.д. Активное использование нелитературной лексики позволяет говорить о намеренности использования таковой в речи Михалкова, что придает ей яркую эмоциональную оценку и передает аудитории импульсивность говорящего.
Одним из самых излюбленных языковых средств кинорежиссера является метафора, которая помогает Михалкову увлечь аудитории, заставить их рассуждать, анализировать и сопоставлять данные и факты. Метафоры необходимы также и для того, чтобы разбавить постную речь ярким образом, тем самым позволяя формироваться языковой картине субъекта высказывания.
В своей речи Михалков Никита Сергеевич пытается максимально приблизиться к аудитории, он не использует шаблонных фраз и речевых трафаретов, речь его живая, яркая, оригинальная и эмоциональная, что и отличает его от других ораторов.
Никита Сергеевич пользуется каламбуром, эпифорой, вопросно-ответной формой изложения, риторическим вопросом, синонимией, перифразой, метафорой, синекдохой, сравнением, эпитетом, иронией.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ