Роль СМИ в политической жизни общества Росии.

Цели и задачи

Цель курсовой работы - исследование места и значения средств массовой информации в политической системе общества.

Введение и актуальность


Следует иметь в виду, что в рамках общества не только со стороны СМИ, реализуется артикуляция политических интересов. В данном случае, сюда вовлечены не только обладающие информационными ресурсами, но и обладающие ресурсами политического влияния, например группы интересов или политические партии [21, с. 162]. Тем не менее, без вовлечения в данный процесс средств массовой информации, они, как правило, не могут самостоятельно определить и сплотить своих непосредственных сторонников, то есть мобилизовать их для реализации единых совместных действий.
В настоящее время, влиятельность оппозиции не может формироваться на нормальном уровне, не получив доступ к СМИ. Силы оппозиции, не получившие подобного рода доступ, фактически попадают в изоляцию, то есть не могут рассчитывать на поддержку широких масс.
Таким образом, получается еще раз убедиться в том, что средства массовой информации, выступают в качестве «корней», которые дают жизнь любой политической силе.
Представленные выше функции средств массовой информации, напрямую или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Отметим, что данная функция направлена на то чтобы всячески побуждать людей на определенные политические действия, а также в их вовлечение в политику. Нельзя не отметить, что средства массовой информации имеют крайне существенные возможности, в части влияния на чувства и разум людей. Также оказывают воздействие на мысли людей, на их стиль и конкретную мотивацию политического поведения.
Вышеуказанные функции, не являются исчерпывающими в широком кругу политических функций средств массовой информации. В настоящее время, существует ряд ученых, которые со своей стороны выделяют несколько отдельных функций, а именно: инновационная и оперативная.

Заключение и вывод

Итак, обобщая материал, изложенный в данной работе, следует отметить следующее.
Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы жизнедеятельности общества, включая и политическую. С помощью прессы, радио, телевидения происходит формирование политической культуры общества, массовое распространение и внедрение в сознание людей основных стереотипов, ценностей, норм поведения в политике. Более того, восприятие и интерпретация человеком важнейших явлений и событий осуществляется при помощи СМИ. Средства массовой информации своей деятельностью не только оказывают влияние на реформирование политической системы, но и испытывают его со стороны политических партий, общественных объединений, движений и в особенности государства.
Во многом взаимоотношения между государством и масс-медиа являются сегодня важным показателем направления дальнейшего развития России. Несмотря на то, что одним из принципов существования демократической политической системы российского общества является свобода и независимость средств массовой информации, государство по-прежнему пытается контролировать политическую деятельность печатных и электронных СМИ. Противоречие заключается в том, что для эффективной модернизации системы государственной власти необходимо задействовать все виды ресурсов. Ограничение его влияния в информационной сфере может привести к развитию не только демократических отношений, но и способствовать дестабилизации политических процессов, подмене истинных целей и задач реформ ложными. В результате, государственный контроль сменяется финансовым, а ценность средств массовой информации как участника процесса формирования демократической политической системы снижается. Одновременно в их функционировании существенно возрастает манипулятивная составляющая. Создание псевдособытий, наклеивание ярлыков, выброс компромата, открытая дезинформация - все эти приемы активно используются современными масс-медиа России. Основным объектом, на который направлен данный вид их деятельности, является общество. При отсутствии сформированных гражданских институтов и организаций, неустойчивости ценностных ориентаций, вызванных изменениями в политической системе, когда получение политической информации не требует прямого общения между людьми, а ее распространитель (СМИ) заведомо отстаивают субъективную точку зрения у человека формируется иллюзорные представления о политическом мире.
Для предотвращения негативного воздействия СМИ помимо системы специальных органов государственного или общественного контроля (зачастую преследующих собственные цели в рамках массовых коммуникаций), крайне необходимой в современных условиях - система коммуникационного воспитания населения. Прежде всего, необходимо ознакомить людей с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать у них способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции. Политико-коммуникационное воспитание получает все большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций достаточно низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций, на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.
Подводя итог, следует сказать, что на СМИ оказывается большое давление со стороны политических сил, таким образом получая форму инструмента политической системы

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ