возникновение развитие и современное состояние науки административного права

Цели и задачи

Цель работы – комплексное изучение возникновения, развития и современного состояния науки административного права.

Введение и актуальность


Административно-правовая наука должна иметь собственный объект и предмет исследования. Вместе с тем, данный аспект практически не исследовался в отечественной науке административного права. Ученые отмечали, что наука административного права исследует исключительно свой собственный предмет, формируя его содержание. Представляется, что при анализе предмета административно-правовой науки следует учитывать приведенные положения.
Анализ приведенных подходов позволяет признать, что большинство ученых считают предметом науки административного права: административно-правовые отношения, административно-правовые нормы, административное законодательство, административную правоприменительную практику. Позволим не согласиться с данным подходом, т.к. приведенные элементы представляются нам объектами исследования административно-правовой науки. Правоотношения, нормы административного права, административное законодательство и правоприменительная административная практика есть непосредственно воспринимаемые ученым объекты познания действительности. Именно они являются той эмпирической основой, которая лежит в основе формирования науки административного права. Это ни в коей мере не означает, что объект познания административно-правовой науки следует противопоставлять предмету исследования. Предмет науки явление более сложное, по нашему мнению, включающее в себя, в том числе, и объект исследования, который в совокупности с полученным теоретическим, абстрактным знанием и образует предмет административно-правовой науки. Подобный подход к пониманию предмета науки административного права позволяет собрать в единое целое эмпирические и теоретические уровни познания административно-правовых явлений и, как следствие, дать научно обоснованное определение предмета данной науки.
Таким образом, предмет науки административного права включает в себя административно-правовые отношения, административно-правовые нормы, административное законодательство, административную правоприменительную практику, а также научные теории, концепции, взгляды и идеи, направленные на обоснование общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-управленческих явлений, урегулированных нормами административного права, наиболее существенные признаки, свойства и связи административно-правовых явлений, основные административно-правовые категории и их функционирование в сфере осуществления государственного управления.
Система науки административного права неразрывно связана с системой отрасли и учебного курса административного права, является базой для их становления, развития и совершенствования. Научно-теоретическое обоснование системы науки административного права позволит наиболее эффективно проводить дальнейшие исследования истории возникновения, становления и развития данной юридической науки.
Система науки административного права неразрывна с его структурой, они являются единой формой выражения изучаемого явления. По справедливому утверждению И. Канта, форма любого социального явления имеет внешний и внутренний аспекты проявления, внешней формой выражения науки административного права является его система, а внутренняя ее организация образует структуру науки административного права. Следовательно, система науки административного права складывается из двух уровней познания изучаемой отрасли права:
а) эмпирический элемент системы, включающий административно-правовые отношения, административно-правовые нормы, административное законодательство, административную правоприменительную практику;
б) теоретический элемент системы, объединяющий научные теории, концепции, идеи и взгляды на отрасль административного права.
В свою очередь, структура науки административного права складывается из следующих элементов:
а) понятие, сущность, принципы и функции отрасли административного права, административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, субъекты административного права, источники административного права, формы и методы государственного управления, административно-правовое принуждение, административная ответственность, административный процесс, обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, организация государственного управления в отраслях и сферах;
б) научные теории, концепции, взгляды и идеи, обосновывающие историю возникновения и развития отрасли административного права; теоретико-правовые основы исполнительной власти; научная теория предмета и метода административного права; концепции цели, принципов, функций и задач административного права; теория системы и структуры административного права; научные идеи об административно-правовых нормах и отношениях; учение об источниках административного права; учение о субъекте административного права; теория государственной службы; концепция форм и методов государственного управления; научные взгляды на обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении; теории, лежащие в основе административно-правового регулирования управленческих отношений; учение об административной ответственности; учение об административном процессе; общие закономерности становления, развития и функционирования институтов и подотраслей административного права; концепции, взгляды и идеи, касающиеся отдельных государственно-управленческих явлений.
В завершение следует уделить внимание вопросам возникновения науки административного права, определить причины и условия ее зарождения, выделить факторы, свидетельствующие о возникновении указанного научного направления интеллектуальной деятельности. В философской науке отмечается, что она появляется там и тогда, когда создаются объективные условия, обусловленные:
а) более или менее четким социальным запросом на объективные знания;
б) социальной обусловленностью выделения особой группы людей, главной задачей которых становится формирования объективного знания;
в) начавшимся разделением труда внутри этой группы людей;
г) накоплением знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые позволяют распространить новые знания. Это свидетельствует о том, что административно-правовая наука, как вид социальной (общественной) науки возникает на основе закономерностей, присущих возникновению любой науки.
Вывод. Таким образом, можно признать следующие причины и условия возникновения административно-правовой науки.

Заключение и вывод


Таким образом, можно признать следующие причины и условия возникновения административно-правовой науки.
1. Возникновение предмета административно-правового исследования, т.е. усложнение познавательной деятельности в сфере публичного управления.
2. Требуется, чтобы возникла потребность практики в применении научных знаний для целей совершенствования и развития отрасли административного права.
3. Разделение труда внутри группы ученых-юристов, исследующих проблемы государственного управления общественными делами.
4. Переход от духовно-субъективного восприятия действительности к объективно-субъективному восприятию и осознанию окружающего мира, т.е. формирование не просто описательного представления об управленческих отношениях, а создание осознанной и обоснованной системы взглядов, представлений, концепций и теорий функционирования публичного управления.
5. Возникновение возможности распространить полученные ученым знания о публичном управлении для неопределенного круга лиц, заинтересованных в познании и практическом воплощении этих знаний в деятельности управленческого аппарата государства.
6. Наличие научной основы для формирования административно-правового научного направления исследования правовых явлений.
Факторами, свидетельствующими о том, что наука административного права возникла, по нашему мнению, следует признать:
1) наличие сформированной теории (хотя бы одной) о сущности публичного управления, его нормативно-правовой регламентации и путей дальнейшего развития;
2) возникновение не только теоретических представлений о публичном управлении, но и доведение этих теорий, взглядов и представлений до потребителей, т.е. формирование учебного курса о публичном управлении;
3) становление возможности излагать субъективно-объективные представления о публичном управлении в научных трудах, т.е. выражать в языковой (знаковой) и когнитивной форме теории и представления о публичном (государственном) управлении общественными делами.
Отказываясь от исследования сущности административно-правовых явлений и ограничивая исследование «плоским эмпиризмом», административно-правовая наука, по мнению В.Д. Зорькина, истолковывала «эмпирические факты чисто формалистически, отождествляя «явления-факты» с текстами писаных законов, с приказами суверена» , и лишь к концу XIX в. – началу XX в. ввиду кризиса теории юридического позитивизма и формирования теории социологического позитивизма в науках общей теории и философии права сформировалась концепция социологического позитивизма, которая, однако, не получила достаточного развития в науке российского административного права, сохранив преимущественно традиции юридического позитивизма.
Сформировавшаяся концепция системы административного права служила важным фактором дальнейшего развития и кодификации административного законодательства в Российской империи. Предложенная в указанный период система отрасли административного права легла в основу дальнейшего развития рассматриваемой отрасли российского права.
В заключение следует отметить, что, кроме В.М. Гессена и А.М. Кулишера, проблемы административного принуждения в либеральном направлении административно-правовой науки исследователи не изучали. Однако А.М. Кулишер, как представитель социолого-позитивистского течения в административно-правовой науке, исходил из более развернутого анализа проблем данного вида государственного принуждения, что стало важным шагом вперед в науке административного права того времени, а его подход к осмыслению административного принуждения носил либерально-демократический характер.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ