Возникновение и развитие физической культуры, ее структура, функции и перспективы развития

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение возникновения и развития физической культуры, ее структура, функции и перспективы развития.

Введение и актуальность


Ключевое влияние на учебный процесс оказала христианская догматика. Христианское учение раннесредневековой церкви презирало занятия физическими упражнениями. Учебные заведения, существовавшие тогда только под началом церкви, таким образом, тоже не культивировали, в противовес античным школам, занятий гимнастикой, прохладно относились к гигиеническому воспитанию учащихся. Отрицалась важность подвижных игр в воспитании детей, потому что их рассматривали как маленьких взрослых. Игры считались ненужными шалостями, отвлекающими от учебы и молитв [4].
Однако кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования оказала рыцарская культура. Существовала система «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах. В тоже время физическая культура городской знати все больше обосабливается. Для зажиточных слоев населения городские власти Франции, Германии, Швейцарии и других стран строят специальные помещения для занятий физическими упражнениями, играми, оборудуют места для проведения соревнований по стрельбе из пистолетов, ружей и луков [12].
То есть физическому воспитанию уделялось большое внимание в рыцарском и «мещанском» сословиях, чего нельзя сказать про монашеское сословие. А поскольку университеты находились под сильнейшим влиянием церкви, то можно сказать, что это в этот период происходит небольшая рецессия (по сравнению с античным периодом) в становлении физической культуры как учебной дисциплины. Ситуация начинает меняться в эпоху Возрождения, когда позиции церкви начинают ослабевать.
Физическая культура возникла в Древнем мире как необходимый элемент учебного и воспитательного процесса, но развивалась не внутри него, а параллельно, отдельно от него, определялась внешними факторами. И только с того момента, когда физическая активность снизилась из-за развития цивилизации и транспорта, дифференциации общества, более глубоко разделения труда и всё большей урбанизации (то есть с того момента, когда снизились физические нагрузки и стало менее востребовано обладание физическими навыками), физкультура стала неотъемлемой частью учебного процесса.
Многие системы образования стали вносить физическую культуру в учебные программы с целью устранить дисбаланс между физическим и умственным развитием. Физкультура является альтернативой спорту (в учебной среде), так как носит универсальный характер и развивает человека в целом. К тому же организация занятий по физической культуре проще (для учебного заведения) и менее рискованно, чем организация занятий по отдельным видам спорта, вот почему она сегодня успешно конкурирует со спортом.
Таким образом, хорошую физическую форму имели многие учащиеся средневековых университетов, по этой причине не было необходимости включать в университетские программы занятия физкультурой и спортом. Вот почему мы можем видеть такие слабые позиции физкультуры в высших учебных заведениях в Древнем мире, в Средние века и даже в Новое время, когда не было острой необходимости в организации занятий физической культуры (физическая активность начала уменьшаться, но оставалась на приемлемом уровне + отсутствовала сформированная идеологическая и методологическая база).
То есть развитие физической культуры в качестве учебной дисциплины в университетах и других высших учебных заведениях зависело от отношения физического труда и физических нагрузок к умственной активности и развитию цивилизации. С всё большим развитием цивилизации, будет наблюдаться всё больший диcбаланс между физическим и умственным трудом, сидячий образ жизни будет всё больше преобладать над подвижным, а значит занятия физкультурой в высших и средних учебных заведениях будут все более необходимы, а это значит, что время уделяемое этим занятиям в учебном процессе будет только расти, иначе при отсутствии физических нагрузок будут возникать большие проблемы со здоровьем и даже с мозговой активностью.
Развитие физической культуры не проходило стремительно и гладко. Историографы отмечают целый ряд препятствий на пути её развития. К ним относятся: религиозные предрассудки; идеологические и политические препоны; невозможность занятий спортом для женщин; двоякое отношение господствующих течений в педагогике к спорту; некачественная методика тренировок. Однако к концу 60-х г XIX в. почти не осталось такой страны (кроме континента Африки), где не пустил бы корни какой-либо вид спорта [11].
Когда же физическая культура смогла утвердиться в качестве учебной дисциплины? В тот момент, когда исчезли все идеологические препятствия, сформировалась методика, и когда упали физические нагрузки, физическая культура смогла занять своё место в образовательной среде. Что и произошло в XIX-XX веках.

Заключение и вывод

Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как икультура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры. 
Были отмечены функции физической культуры: материально-преобразующая функция, социально-политическая функция, духовная функция. А так же структура физической культуры: физкультурную деятельность как целенаправленную активность человека по достижению физического совершенства; личностную подсистему, образующую ту часть физической культуры, которая непосредственно связана с активностью конкретного человека. В свою очередь, личностная подсистема образуется из общественной подсистемы. Основные формы физической культуры: прикладная физическая культура; производственная; военно-прикладная, лечебная, учебная физическая культура и оздоровительный спорт; и базовая физическая культура.
На сегодняшний день в российском обществе актуальной темой стало поддержание и развитие массового спорта. Особое внимание государство уделяет обеспечению доступности занятий физкультурой и спортом. Среди детей и подростков происходит обеспечение максимального уровня заинтересованности в систематическом занятии спортом и ведении здорового образа жизни. В перспективе является основным активная пропаганда физической культуры.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ