методы финансового регулирования внешнеэкономической деятельности, обозначить проблемы и перспективы развития

Цели и задачи

Цель данной работы – рассмотреть методы финансового регулирования внешнеэкономической деятельности, обозначить проблемы и перспективы развития.

Введение и актуальность


Наряду с вышеупомянутым подходом к изложению сущности нетарифных методов, группой ученых- экономистов, в составе Багровой И.В., Рединой Н.И. и прочих авторов [12, c. 70] предложено разделять нетарифные мероприятия на 3 категории: мероприятия непосредственного ограничения, направленные на защиту интересов национальной экономики (лицензирование и квотирование); мероприятия, связанные с выполнением таможенных или административных формальностей (импортные налоги и депозиты, сертификация); валютные ограничения и валютный контроль.
Налоговое регулирование подразумевает применение таких мер, при которых воздействия на экономику происходит посредством изменения налогов, налоговых ставок, применением налоговых льгот и т.д.
Используя налоговое регулирование, государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в отраслях, сферах производства.
К основным принципам налогового регулирования можно отнести: экономическую обоснованность, финансовую целесообразность и сбалансированность интересов.
Основной задачей налогового регулирования можно считать создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Если говорить обобщенно, то основная задача налогового регулирования – уравнять интересы граждан, хозяйствующих субъектов и государства.
К основным методам осуществления налогового регулирования можно отнести: льготы и санкции, инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.
Отдельное внимание стоит уделить такому понятию как налоговая ставка. Это не что иное, как процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Посредством изменения налоговой ставки, государство имеет возможность проводить корректировку налогов, не меняя при этом всего массива налогового законодательства.
Денежно – кредитное регулирование осуществляется центральным банком страны. Именно оно определяет такие ключевые моменты как нормы обязательных резервов, учетные ставки по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.
Основной целью денежно-кредитного регулирования можно считать регулирование экономики при помощи непосредственного воздействия на состояние денежного обращения и кредита [22, c.42].
В экономической литературе принято выделять 2 основных типа денежно-кредитного регулирования: экспансионистскую и рестрикционную.
В рамках осуществления рестрикциооного типа регулировании осуществляют прямые запреты и ограничения, которые, обычно, направлены на сокращение объема и ужесточение условий проведения операций на денежном рынке.
Второй тип денежно-кредитного регулирования обычно наоборот не создает запретов и ограничений, а нацелен на расширение объема операций на денежном рынке и создание благоприятных условий их проведения [9].
С точки зрения типов, выделяют общее или тотальное денежно-кредитное регулирование и селективное. Первое направленно на все учреждения банковской сферы, второе же на отдельные учреждения или операции.
Под инструментами денежно-кредитного регулирования принять понимать совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объемов кредитных вложений в экономику.
Интересно отметить, что объект денежно-кредитного регулирования напрямую зависит от целей. Это может быть либо кредитная эмиссия, либо её ограничение. Первое преследует своей целью подъема производства и оживления конъюнктуры, а второе пытается предотвратить излишнее перенасыщение экономики деньгами.
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность таможенных и тарифных мер, которые используются в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.
Если говорить о функциях таможенно-тарифного регулирования, то выделяют четыре основные функции [22, c.48].
Первая – фискальная. Посредством ее осуществления, обеспечивается пополнение доходной части бюджета.
Вторая функция носит защитный характер. Происходит защита отечественного товаропроизводителя от иностранной конкуренции, обычно оберегаются отдельные отрасли экономики, например агропромышленный комплекс.
Третья функция – регулирующая. Посредством осуществления таможенно-тарифного регулирования оказывается влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, происходит поощрение развития одних отраслей и сдерживание развития других.
Последней стоит выделить торгово-политическую функции. Часто ее рассматривают в качестве элемента регулирующей. По сути таможенно-тарифное регулирование оказывает косвенное воздействие на экономическую политику других государств, а это в свою очередь играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.
К основным элементам таможенно-тарифного регулирования принято относить [23, c.15]:
- таможенный тариф;
- таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- таможенный режим;
- товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Если говорить о типологии финансового регулирования, то оно подразделяется на экономическое и административное.
Приведенные выше методы финансового регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий со стороны государства носят административный или организационно-правовой характер. Путем их применения компетентными органами государства фактически определяется товарная структура рынка страны. Как следствие – потребитель лишается полноценного права выбора того или другого товара, так как административные средства имеют императивный характер: они обязательны для импортера и отечественного потребителя.

Заключение и вывод

В данной курсовой работе была рассмотрена сущность, цели, задачи финансового государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Отдельное внимание было уделено тарифным и нетарифным методам воздействия. В каждом из методов воздействия были описаны используемые инструменты. По результатам работы, можно сделать вывод о том, что в условиях развития экономики существование ее без государственного вмешательства не возможно.
Для осуществления грамотного вмешательства в внешнеэкономическую деятельность государство имеет в своем арсенале огромное количество средств и методов воздействия. Однако стоит отметить, что любое вмешательство в экономику грозит рядом проблем при неграмотном распределении целей и ресурсов. Стоит отметить, что точки зрения методов осуществления финансового регулирования косвенные методы более предпочтительны по отношению к прямым, ввиду того, что они не запрещают субъектам, а только лишь подталкивают к принятию необходимого решения.
Не маловажной проблемой можно считать наличие временных лагов, которые мешают реальной оценке эффективности принятых мер. С этой точки зрения было бы целесообразно разработать некую постоянно обновляемую систему показателей, позволяющих оценить эффективность принятых мер.
Одним из возможностей избежать ошибок является использование такого способа как государственное программирование. Основываясь на мировом опыте, можно сказать, что использование государственных программ, как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу, позволяет грамотно и комплексно использовать все средства финансового регулирования и, при этом, избежать несогласованности действий и мероприятий.
Таким образом, финансовое регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой один из важнейших способов воздействия государства на данную деятельность внутри страны в целом, для сглаживания и недопущения диспропорций развития отдельных экономических субъектов по отношению к другим.
Грамотное использование методов финансового регулирования внешнеэкономической деятельности – это залог стабильного социально-экономического развития страны в целом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ