Воздействие процессов глобализации и коммуникационных сетей (интернет) на налогообложение.

Цели и задачи

Целью исследования является анализ природы налогообложения посредством коммуникативных процессов в условиях глобализации.

Введение и актуальность


И наконец, в-пятых, условия нестабильности системы мирохозяйственных связей, обусловленных террористическими актами, различными стихийными бедствиями, эпидемиями смертельных заболеваний, компьютерными вирусами и другими важными деструктивными событиями, действие которых довольно сложно спланировать, но результаты их проявления в XXI в. становятся на самом деле глобальными.
Глобализация системы мирохозяйственных связей выражается в первую очередь глобализацию бизнеса: сейчас всё большая часть доходов и юридических лиц (фирм) и физических лиц (индивидуальных налогоплательщиков) формируется за границей. Соответственно, каждая из стран, чьи резиденты осуществляют внешнеэкономическую деятельность, старается облагать их доходы по глобальному принципу (принципу резиденства). При этом механизм подобного налогообложения требует тесной координации с налоговыми службами и финансовыми институтами всех государств - источников доходов, чтобы учитывать все без исключения иностранные доходы юридических и физических лиц.
Глобализация предпринимательства усиливает координацию налоговых политик государств для решения важной проблемы международного двойного налогообложения. Те государства, которые не хотят участвовать в этом процессе, игнорируют процесс подписания межгосударственных соглашений о ликвидации двойного налогообложения доходов и финансовых ресурсов и обрекают экономические агенты, ведущие экономическую активность на их территории, на дополнительную налоговую активность, либо косвенно стимулируют уклонение от оплаты налогов и избежание высоких налоговых платежей [20. C. 24]
Финансовая глобализация находит собственное выражение в налоговой сфере через увеличение внешней прозрачности национальной налоговой и финансовой системы страны. Это говорит о том, что данные о национальной налоговой системе, принципах, положенных в основу её функционирования, типах и видах налогов, налоговых ставках, порядке оплаты налогов, а также правительственная отчётность об использовании собранных через механизм налогообложения средств должны получить открытый характер, быть понятными для всех плательщиков налогов: как резидентов, так и нерезидентов этой налоговой юрисдикции. В противной ситуации налоговый климат государства бывает непривлекательным с позиции определенности принципов управления налогами (податной техники) для зарубежных инвесторов, а российские экономические агенты выберут государством своего базирования страну, в корой налоговая система считается более прозрачной.
Национальная налоговая система в рамках глобализации должна быть прозрачной и с позиции ведения борьбы с международным теневым бизнесом: ведь как раз требования к открытости национальных налоговых служб в информационном обмене схожими правительственными подразделениями иных стран, потребность в ведении налогоплательщиками налоговой и финансовой отчётности положительно воздействуют на имидж государства, предотвращают его вовлеченность в международные нелегальные операции.
Финансовая глобализация влияет на национальные налоговые системы таким образом. Она призвана открыть новые возможности в области привлечения внешних источников финансового обеспечения деятельности национального правительства. На самом деле, возможности каждого государства по получению внешних займов для покрытия государственных затрат значительно увеличились. В то же время национальная налоговая система должна учесть увеличение налогового бремени, что связано с выплатой внешних долгов, ведь как раз налоговые доходы бюджета всё время остаются основным источником финансового обеспечения хозяйственной активности правительства [11. С.286-290].
Информационная глобализация с налоговой позиции выражается, в первую очередь, в появлении виртуальной налоговой юрисдикции - юрисдикции Интернет, а также в новых технологиях осуществления различных финансовых трансакций и налогового администрирования (например, повсеместное внедрение различных электронных систем оплаты налогов). Интернет-технологии параллельно и облегчили и многократно усложнили работу национальных налоговых администраций, и, соответственно, значительным образом коснулись национальной налоговой политики.
Виртуальность осуществляемых в Интернете сделок, сложности с определением юрисдикции расположения дистанционных продавцов и приобретателей цифровых продуктов смогли привести к тому, что изначально целая глобальная индустрия предпринимательства - электронная коммерция - оказалась вне сферы действия предыдущих устаревших правил налогообложения. Государству в виде собственных национальных налоговых органов, оказалось, сложно действовать на этом виртуальном пространстве в одностороннем порядке, так как масштабное распространение Интернета в текущей мировой экономике предусматривает тесное взаимодействие национальных стран в различных вопросах классификации Интернет-операций и доходов от них. Лишь в ходе координации усилий всех государств мира, экономические агенты которых вовлечены в различные операции электронной коммерции, возможно введение универсальных принципов налогообложения в виртуальной экономике, а также контроль и учёт виртуальных налогоплательщиков. Это говорит о качественно новом характере государственного регулирования в области налогов, о модернизации механизмов осуществления правительственного контроля за внешнеэкономическими операциями, а также о потребности во введении государственного налогового регулирования операций электронной коммерции.
Претерпевает значительные изменения также политика национальных налоговых администраций в сфере учёта и контроля налогоплательщиков. Теперь национальные налоговые службы являются доступными как никогда до этого: на сайтах налоговых администраций можно проконсультироваться о порядке оплаты налогов, а отдельные государства в массовом порядке вводят электронные системы платежа налогов с применением сети Интернет.
Информационная глобализация увеличивает не только оперативность реакции налогоплательщиков на различные действия налоговых органов, но и увеличивает гибкость налоговой политики национального правительства. О новых привлекательных режимах налогообложения в соответствующих государствах внешнеэкономическим агентам будет известно сразу же после появления данных в электронных СМИ, а новые широкодоступные механизмы международного налогового прогнозирования начинают подготавливаться сразу же после принятия нового национального налогового закона или инструкции, объясняющей порядок оплаты налогов. Итак, государство должно оперативным образом реагировать на такие действия иных государств и субъектов внешнеэкономических отношений, непрерывно добавляя коррективы в существующее налоговое законодательство и реализуемую национальную налоговую политику. Это в определенной мере подвергает сомнению принцип стабильности налоговых систем, так как неизменность национального налогового законодательства в рамках оперативно изменяющейся внешней среды может иметь негативные финансовые последствия для страны.

Заключение и вывод

Глобализация и коммуникационные сети в современном мире оказывают достаточное влияние на формирование и развитие налоговой системы любой современно-развивающийся страны.
Формирующиеся информационные общества отличаются не только и не столько расширяющиеся возможности переработки и накопления данных, сколько новые виды коммуникации и их протекание через специальное социальное пространство. С перерастанием средств массовой информации в средства массовой коммуникации заметно изменяется характер социального общения.
Проведенный анализ влияния глобализации на национальные налоговые системы показал, что эффективное функционирование политики налогообложения в современном мире зависит от характера информационных потоков, которыми обмениваются работники организации, умения наполнять эти потоки необходимым содержанием, а также управлять этими потоками.
Новые компьютерно-информационные технологии, Интернет не только не снимают большое количество фундаментальных проблем, с которыми столкнулось индустриальное и постиндустриальное общество в системе налогообложения, но и углубляет данные проблемы и формирует новые очаги напряжённости.
Основные проблемы налоговой системы России – ее нестабильность и сложность. В России существует более 40 одних только видов налогов и сборов. Изменения в налоговое законодательство вносятся постоянно (так, в течение первого полугодия 1999 года в только что вступивший в силу Налоговый Кодекс было внесено несколько важных поправок). Анализ регулярных обзоров правовых новелл показал, что изменения в правовые акты, регулирующие налогообложение, вносятся чаще, чем раз в неделю, то есть в каждом еженедельном обзоре присутствует хотя бы один акт, касающийся порядка взимания или ставок налогов7. Например, изменения порядка уплаты НДС происходят практически ежеквартально; каждый год в порядок начисления этого налога вносятся серьезные, значимые для всей экономики изменения.
В целом можно констатировать, что развитие налогового законодательства и особенно фискальной практики России с 1992 года идет по пути совершенствования фискальной функции налоговой системы за счет отказа от ее регулирующей функции.
Для Российской Федерации имеет большое значение регулирование налоговых отношений с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), поскольку для России половина объема торговли приходится на торговлю с этими странами.
Современная цивилизация только начинает систематически осмысливать глубинные причины и отдаленные следствия глобализации. Между тем новая информационно-компьютерная технология - поворотный пункт в истории цивилизации, сравнимый по своим последствиям с появлением печатного слова, книги как формы коммуникации. Подобно тому, как книжная культура создала нового человека, так и новая информационная технология начинает формировать новую личность. Компьютерная революция меняет характер коммуникации, способствует созданию новых смыслов и ценностей, ускоряет динамизм цивилизационных процессов, делая мир более открытым и взаимосвязанным.
Столь важные вопросы, как двойное налогообложение, обмен информацией, соблюдение налогового законодательства, оффшорные финансовые центры, эффективные региональные налоговые нормы – все эти вопросы требуют усиления глобального и регионального взаимодействия.
Таким образом, необходимо добиваться эффективности налоговой системы, так как она является необходимым условием устойчивости экономических систем как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, регионов, так и на уровне РФ в целом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ