Гуманистические идеи эпохи Возрождения и Реформации, их роль в формировании буржуазно-либерального мировоззрен

Цели и задачи

цель работы – рассмотреть гуманистические идеи Возрождения и Реформации, проследить их влияние на становление либеральной идеологии.

Введение и актуальность


Кампанелла рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев» . Проблема неравенства – вот что в наибольшей мере волновало Кампанеллу. Кампанелла пришел к выводу: существующий строй является поистине несправедливым. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равными между собой. В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидирована частная собственность; труд же является общей повинностью, а также главной потребностью человека.
Таким образом, мыслители эпохи Возрождения предложили собственные проекты преодоления проблемы социального неравенства, несправедливости в общественно-политическом устройства государства.
Макиавелли занимался разными вопросами политики и права.
«Речь...» обращает на себя внимание, как одна из наиболее значительных ранних работ потому, что начало ее буквально совпадает с первыми строками «Государя», а её основная тема - соотношение силы и осторожности в политике - концептуально предвосхищает одну из центральных проблем знаменитого произведения флорентийского секретаря. Из постановки этой проблемы, логично вытекает и другой результат осмысления Макиавелли военно-политической практики того времени - проект организации вооруженных сил, не зависящих ни от могущественных внешних покровителей, от поведения союзников по кампании. Более чем через пятнадцать лет эти мысли будут обобщены и систематизированы в трактате «О военном искусстве».
В октябре 1503 года Макиавелли был направлен в Рим в связи со сложной ситуацией при папском дворе. После смерти Александра VI, отца и покровителя Цезаря Борджиа, его преемник Пий III также скончался, не пробыв и одного месяца на папском престоле. Никколо было поручено отстаивать интересы Флоренции в ходе выборов нового папы. В связи с развитием этой ситуации флорентийский секретарь стал свидетелем политической ошибки Цезаря Борджиа, которая позднее была подвергнута анализу в «Государе».
Позднее, анализируя политический и жизненный крах Цезаря Борджиа и рассуждая о превратностях судьбы в жизни политического деятеля и полководца, Макиавелли делает вывод о большом значении личностных качеств политического и военного лидера, который предвосхищает в своем сообщении цитируя слова первого министра французского короля Людовика XII, руанского епископа, кандидата от Франции в папы, Жоржа д'Амбуаза: «Бог еще никогда не допускал, чтобы грех оставался безнаказанным, и не допустит безнаказанности грехов этого человека».
Макиавелли полагал, что суть государство есть «общее благо», которое выражает общенациональные интересы. В этом контексте для него органично совпадение «народа» не только с зажиточными горожанами, но и с более широкой человеческой массой (la moltitudine), которая, согласно Макиавелли, является даже более мудрой и постоянной, чем реальный глава государства. Отсюда убеждение, что глас народа является гласом божиим. Государю, политику вообще следует проявлять такое качества, как гибкость, поскольку времена переменчивы.
Государь иногда вынужден быть жестоким, однако жестокость не может выступать в качестве самоцели, необходимо ее соответствие государственному интересу.
Автор «Государя» указывает, например, в этой связи (гл. VIII), что «жестокость жестокости рознь», что в ее применении является правым только тот государь, который в целях безопасности государства прибегает к ней один раз, а после уже к ней более не возвращается. Печальным явлением Макиавелли считал, если правление становится все более и более жестоким. В «Рассуждениях» также отмечено, что насилие призвано для исправления, а не разрушения».
Очень важно отметить, что в результате своей деятельности Макиавелли разработал целую концепцию международных отношений. Он считал, что война представляет собой неизбежную спутницу человеческой истории, поскольку люди изначально склонны к насилию. Поэтому, принимая решения о начале военных действий, руководителю государства не стоит связывать себя ограничениями. Главная задача любого государства на внешнеполитической арене Н. Макиавелли виделась в том, чтобы достичь выгоды, защитить свои интересы, а ради этого возможным является игнорирование моральных и правовых норм. Макиавелли считал, что конфликты нельзя урегулировать мирным путем, поскольку сила есть реальный фактор политики.
В целом, трактат «Государь» производит впечатление специфического руководства по управлению государством. Весьма важно то, что Макиавелли не ограничивается пространными рассуждениями, а дает конкретные и дельные советы, своего рода алгоритмы получения необходимых результатов.
Макиавелли рассматривает примеры наиболее часто встречающихся ошибок в области государственного управления и анализирует их последствия, а также пути достижения тех или иных политических целей.
Макиавелли проявляет себя как реалист. Он прекрасно понимает, что не всегда идеальные представления и стремления совпадают с действительностью.
Макиавелли полагает, что монархия является самой лучшей формой государственного устройства. Под монархией мыслитель понимает наличие власти одного сильного человека. Он отвергает деспотизм, но при этом провозглашает ценность тирании, необходимой и справедливой, поскольку она способствует конструированию и сохранению государства.
Однако можно ли утверждать, что душой Макиавелли стремится к абсолютной монархии? Скорее нет, чем да. Основываясь на доводах разума, Макиавелли приходит к выводу, что достойной альтернативы власти одного сильного государства не существует. Тем не менее, республиканские идеалы привлекают Макиавелли, он ищет варианты и возможности реализации данной формы правления как в государствах древности, так и в современной мыслителю Флоренции. Согласно концепции Макиавелли, народ должен хотя бы испытывать уважение и почтение к своему государю, а в идеале, любить его и быть ему преданным.
Таким образом, социальная философия Возрождения была направлена на поиск модели идеального государства и общества. Она также обладала антропоцентрическим гуманистическим характером, искала пути совершенствования общественной системы.

Заключение и вывод


Итак, главными особенностями эпохи Возрождения стали следующие направления: антропоцентризм (человек – центр мироздания), гуманизм, пантеизм (обожествление мира), воспевание свободы как возможности неограниченного развития человека и его творческих сил. Также стоит отметить особые достижения философов Возрождения в области социальной этики.
Одним из заметных явлений философии Возрождения была система Николая Кузанского. В его антропологии и космологии наблюдается реализация концепции соединения противоположностей в Едином, где осуществляется разрешение всех видимых противоречий. Бог является единым. Идея единения пронизывает космос и земное устройство. Человек является вторым Богом, поскольку только ему дарована способность познания Божественного.
Наиболее полно политические идеи разработаны были политическим философом и политическим деятелем Н. Макиавелли. Несмотря на то, что от эпохи Макиавелли нас отделяет несколько столетий, те мысли относительно государства и права, которые были высказаны Макиавелли в трудах «Государь» и «Рассуждения» до сих пор остаются актуальными. В частности, эти идеи сыграли огромную роль в развитии буржуазно-либеральной идеологии.
Лютеранство является вероучением протестантского вероисповедания в христианстве. Возникло лютеранство в ходе проведения Реформации (реформационное движение в Германии имело место в XVI веке). Важно отметить, что лютеранство является плодом немецкой религиозной мысли, и именно Реформация в Германии сильно повлияла на развитие лютеранства, на становление его и выработку основных принципов веросознания лютеранства. Немецкая Реформация в целом имела огромное значение для протестантской религии, так как её проведение способствовало становлению данной религии.
Философско-религиозная доктрина кальвинизма основана на том, что человек вследствие грехопадения утратил свободную волю, природа его была сильно искажена. По своей природе человек способен только на зло, тогда как если он совершает добро, то совершает его исключительно благодаря высшей благодати. Тем не менее, даже совершая хорошие поступки, человек омрачает грехом все, к чему прикасается. То есть, даже самый благородный поступок все равно отмечен грехом. Человеческие силы ничтожны, а значит, своим делами человек не способен заслужить спасения и Божественную благодать.
Спасение – это воля Бога, результат его безусловного предопределения. Бог решает, кому даровать спасение, а кого обречь на погибель. Причем, от духовности самого человека, его поступков и помыслов спасение никак не зависит.
При разработке учения о безусловном предопределении Кальвин основывается на идеях блаженного Августина, а также положениях Мартина Лютера о греховной природе человека.
Гуманистические идеи Возрождения и Реформации непосредственно повлияли на формирование буржуазно-либеральной идеологии. В частности, эта идеология взяла от гуманистической философии Возрождения и Реформации следующие аспекты.
В политическом контексте либерализм выступает за воплощение образцов либеральной демократии, борясь против разных форм авторитаризма. В экономическом контексте либерализму свойственно особое внимание обращать на развитие института частной собственности и процесс ограничения государственного влияния (особенно в аспекте рыночной экономики). Культурное измерение современного либерализма базируется на личной свободе выбора индивида.
В социальном контексте представителями либерализма акцентируется внимание на том, что условия должны быть для всех равными.
Либеральная концепция обладает целым рядом особенностей. В первую очередь, речь идет о принципе индивидуализма, приоритета интересов индивидов перед общественным интересом или интересом социальной группы. В целом, идея прав индивида, из которой вытекают главные требования к общественному устройству, несомненно составляет содержание всех либеральных теорий, отличая их от нелиберальных подходов.
Либеральная концепция также отличается приверженностью идее прав человека и ценности свободы личности. Отметим, что содержание прав, равно как и интерпретация свободы в ходе развития либеральных идей претерпели значительные изменения, но все же, приоритет свободы как главной для либералов ценности носит неизменный характер. Сторонники “классического” либерализма свободу трактуют в негативном аспекте, свобода здесь – это отсутствие принуждения, наличие естественных ограничений в равных правах других людей.
Равенство формальных прав является единственным видом равенства, совместимым со свободой как приоритетной ценностью. Права индивидов представлены такими элементами: политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности. “Новые либералы” предлагают позитивное понимание свободы, которое дополняет свободу равенством возможностей как гарантии осуществления прав. Свобода в их понимании – это реальная возможность выбора, не предопределяемого людьми, жизненными обстоятельствами. В связи с этим, “новые либералы” смогли раздвинуть рамки основных прав личности благодаря существенным социальным правам. Тем не менее, главная посылка либерализма заключается в том, что человек имеет собственное представление о жизни, право на реализацию данного представления в меру своих способностей, поэтому общество должно проявлять терпимое отношение к индивиду, если его поступки и мысли не вступают в противоречие с правами других людей. Либеральная концепция также настаивает на совершенствовании общества только через реформы, но не революции.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ