Конституционно-правовые и организационные основы национально-культурной автономии в РФ

Субъект права на участие в национально-культурной автономии – физическое лицо, осознавшее свою принадлежность к определенному народу (национальности, этнической общности, нации) и желающее участвовать совместно с другими такими лицами в сохранении его культуры. Не только граждане данной страны, но и иностранные граждане и лица без гражданства также вправе создавать национально-культурные автономии на территории страны. Такое понимание следует из международной практики. Она учтена в национальном законодательстве многих стран. Конституция РФ (ч. 3 ст. 62) особо подчеркивает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, Закон «О национально-культурной автономии» должен распространяться в равной степени как на российских, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, законно проживающих на территории России. Конституция РФ гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17), в том числе и право на объединение (ст. 30). На это также указано в ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82 «Об общественных объединениях».
Из сказанного следует важный вывод о том, что национально-культурная автономия – это область добровольного волеизъявления граждан независимо от каких-либо документальных подтверждений национальной принадлежности. Никто не имеет права требовать от гражданина национальной самоидентификации, ее документального оформления. Принадлежность к народу, нации (в равном значении к государству) определяется гражданством (официальным указанием на страну, которая является для данного человека Отечеством). Что касается права на национально-культурную автономию, его основой являются не официальные данные документов или цвет кожи, а личное желание сохранять (возрождать), развивать определенную национальную самобытность. Поэтому вызывает вопросы, например, закрепление в уставах некоторых национально-культурных автономий положений о том, что субъектом права на участие в национально-культурной автономии являются граждане определенной национальности. Такая запись обязывает к указыванию своей национальности, в то время как ч. 1 ст. 26 Конституции РФ запрещает принуждение к определению и указанию своей национальной принадлежности. И хотя в случае участия лица в национально-культурной автономии в основе лежит его добровольное желание, это та ситуация, когда формализация может навредить.
Итак, любой народ, этнос – субъект права на сохранение своей самобытности, права на самоопределение в его различных формах; разрозненно проживающий этнос по объективным условиям своего существования реализует это право в форме самоорганизации в национально-культурную автономию. Созданные разрозненным этносом национальные инициативные объединения – субъекты права на учреждение национально-культурной автономии; граждане, другие лица независимо оттого, являются они членами компактно проживающего или разрозненного этноса, – субъекты права на свободное участие в национально-культурной автономии, причем если они осознают себя членами различных этносов и готовы участвовать в развитии их языка и культуры – субъекты права различных национально-культурных автономий одновременно.
Таким образом, национально-культурная автономия – это действующее в государстве с многонациональным составом населения добровольное общественное объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ