Тэсс из рода д’Эрбервиллей, функции пейзажа

Цели и задачи

Цель нашего исследования состоит в изучении особенностей пейзажа в романе Т.

Введение и актуальность


Монография М. В. Урнова «Томас Гарди. Очерк творчества» (1969) носит обзорный характер, хотя автор делает немало замечаний, ценных для дальнейшего изучения предмета. В основном, внимание исследователя сосредоточено на «романах характера и среды». Что касается темы природы в произведениях Т. Гарди, М. В. Урнов отметил, что в своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. «Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»)», - пишет исследователь.
Автором предисловия к одному из переизданий Гарди (1989) является Н. Демурова. Ее вступительная статья к трехтомнику Гарди, вышедшему в 1988 г., посвящена не только романам, но также и поэзии. Говоря об особом месте Гарди в английской литературе, Н. Демурова пишет: «Он был современником многих поэтов, за творчеством которых следил с неослабевающим интересом (многих из них он пережил).
Свидетельством непрекращающегося интереса к Гарди являются работы С.Р.Матчени, Л.Сумм, Н. В. Осиповой, Ф. А. Абиловой и других литературоведов. Однако никто не обратился к исследованию места природы в романах Т.Гарди как к основному объекту изучения.
Понятие «природа» многозначно. Традиционно под ним понимается совокупное изображение природного мира, включающее описания местности, отдельных объектов окружающей среды, природных явлений, животных, сравнения человека с предметами и процессами природного мира, суждения автора и героев о природе и отношение к ней, отраженное в поступке и чувстве, иными словами, понятие «природы» составляют самые разнообразные «формы присутствия природы в литературе».
Нередко понятие природа в художественном произведении сводится к пейзажу. Точнее будет сказать, что пейзаж – это одна из форм воплощения природы в произведении.
Новизна исследования- стремление к биографической интерпретации творчества Гарди не ослабевает и до сих пор: в 2016 г. вышла книга Клэр Томалин (Clair Tomalin «Thomas Hardy»).
Цель нашего исследования состоит в изучении особенностей пейзажа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2) определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить взаимосвязь с другими персонажами произведения.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы: общенаучные (сравнительно-сопоставительный метод, синтез, описательно-аналитический, сравнение) и общелингвистические методы.
Объектом исследования является изображение природы в английском реализме рубежа XIX-XX веков.
Предметом- описание пейзажа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
История вопроса: Какие основные работы по творчеству Т. Гарди существуют? Кто занимался исследованием роли пейзажа в литературе? Какие недавние исследования существуют по данной теме?

Заключение и вывод

Изображение природы в произведениях Томаса Т. Гарди, в том числе и исследуемом нами романе «Тэсс из рода дЭрбервиллей», является синтезом достижений сентиментализма, романтизма, реализма, а также собственных идей Т. Гарди.
С сентименталистами Томаса Т. Гарди роднит то, что его героиня, как и герои произведений сентименталистов, является человеком, который близок к природе, восхищается ею. В романе предстает пейзаж типичный для сельской Англии, что также роднит Томаса Т. Гарди с сентименталистами (Томас Грей в своем произведении «Времена года» рисует картины именно английской природы).
В изображении природы в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» заметно влияние романтизма. Во-первых, центральной героиней произведения является простая крестьянская девушка, которая живет в неразрывной связи с природой. Во-вторых, Т. Гарди показывает губительность промышленного переворота для сел и деревень, жители которых уходят в город. В-третьих, в романе показан разрыв с обществом, где процветает лицемерие и бегство от него на лоно природы, к подлинной жизни (данный мотив в романе связан с образом Энджела Клэра).
В романе Томаса Т. Гарди в описании природы присутствуют и черты реализма. Во-первых, это достоверность и конкретность изображаемого места, ландшафта (хоть названия мест в произведении и являются вымышленными, но описываемая местность имеет реальные прототипы в действительности). Автор на протяжении всего текста постоянно пытается убедить читателя в достоверном существовании описываемого места. Во-вторых, природа связана с главной героиней романа, она важна для ее характеристики, а также для передачи настроения, переживаний, сомнений героини. В-третьих, природа в исследуемом произведении служит предзнаменованием важных событий в жизни героини.
Однако следует отметить, что Томас Т. Гарди использует и свои новаторские идеи в изображении природы в романе. Во-первых, противопоставляет естественную природу цивилизации, сравнивает их. Следует отметить, что губительность промышленного переворота для деревень и противопоставление природы цивилизации – это две разные темы. Во-вторых, Томас Т. Гарди в своем романе изображает природу как самостоятельно действующее лицо наравне с остальными героями.
Таким образом, в романе Томаса Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» изображение природы – это синтез идей сентиментализма, романтизма, реализма и новаторских находок самого Т. Гарди.










Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ