Дополнительное пенсионное страхование

Цели и задачи

Цель исследования – осуществить анализ института дополнительного пенсионного страхования в современной российской пенсионной системе для определения направления эффективного реформирования.

Введение и актуальность


Вначале правовую основу реформы системы обязательного пенсионного страхования составляли два законодательных акта, вступивших в силу в начале третьей декады 2001 г., - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Первый из названных Законов установил организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, второй определил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Позднее был принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (с изм. от 23.05.2016) "О накопительной пенсии"", установивший правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
И, наконец, последним среди законодательных актов, составивших правовую основу реформы пенсионной системы Российской Федерации, стал Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", большая часть положений которого вступила в силу с 1 октября 2008 г. Этот законодательный акт принят в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Помимо указанных законодательных актов законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "О негосударственных пенсионных фондах", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Новым Федеральным законом, в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, установлен порядок добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Принят Государственной Думой 20 ноября 2012 года. Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года. Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет.
Государственная социальная помощь также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Так, в ряде субъектов были приняты законы о прожиточном минимуме.
Таким образом, были рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие институт пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Рассмотрение и анализ данных нормативно-правовых актов, в первую очередь позволяет уяснить основные понятия института социальной помощи, что в дальнейшем дает возможность детального рассмотрения элементов данного института.

Заключение и вывод

Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому, пенсионная модель имеет функцию перераспределения.
Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми, кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого –персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти уменьшится.
Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти.
Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.
Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом позволят существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.
Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходима целенаправленная работа для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные.
Следует также отметить, что не только в пенсионном страховании, но и во всей системе социальной защиты все еще не создан достаточно эффективный механизм гарантий прав застрахованных. В пенсионной системе не был реализован и принцип самоуправления. Как следствие этого, сохраняется прямая зависимость страховых внебюджетных фондов от государственных структур.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ