особенности развития самостоятельности учащихся 5 класса на уроках иностранного языка | Пример курсовой работы

особенности развития самостоятельности учащихся 5 класса на уроках иностранного языка

Цель исследования: проанализировать особенности развития самостоятельности учащихся 5 класса на уроках иностранного языка.

Самостоятельная работа применяется на протяжении всего курса обучения иностранному языку. Была сделана попытка определить это время дедуктивно и путём наблюдения за работой школьников разных классов, а также на основе домашних заданий, предлагаемых в УМК. В результате было выяснено, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно составлять не менее 3-3,5 часов в неделю, охватывая работу под руководством учителя и различные формы самостоятельной работы. Естественно, что при уменьшении количества недельных часов и, следовательно, работы под руководством учителя, должно увеличиваться время, отводимое на самостоятельную работу; в противном случае сокращается практика в языке, что неизбежно ведёт к потере приобретённых навыков и к разрушению умений. 
На начальном этапе обучения иностранному языку время, отводимое на самостоятельные виды деятельности, составляет от 5 до 7 минут в 5 классе и 8-10 минут в 6-м классе. В 7 – 8-м классе это время увеличивается до 15-20 минут, а на старшем этапе обучения достигает 20-25 минут. 
В методике преподавания иностранного языка выделяют три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий. 
Воспроизводящий уровень лежит в основе других видов и «ответственен» за формирование вербальной произносительной, лексической, грамматической базы, за создание эталонов в памяти[11]. 
С этой базы начинается усвоение нового. Учащимся первого года обучения 
предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника. В ходе самостоятельного воспроизведения происходит « пропускание через себя» нового материала. Несмотря на некоторую скучность и монотонность подобной работы, форсировать её не стоит, так как она учит ребят правильно и в нужном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который нужен для решения задач более высокого уровня. 
Следующий по сложности выполнения и, пожалуй, чаще всего используемый на практике уровень – полутворческий. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором или учителем; не простое списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Так, если в рамках воспроизводящего уровня разрабатывалась ситуация « В кафе. Заказ на одного», то полутворческий уровень предполагает вариант: «В кафе. Заказ на двоих»( 6 класс ) Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация. 
Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на заданную тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность[7]. 
Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом. 
Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах: а) все учащиеся выполняют одно, общее задание или
б) разные, в зависимости от возможностей ребят (работа по карточкам, индивидуальные домашние задания, с учётом интересов уч-ся) 
Большой простор для деятельности представляет самостоятельная работа в группах. Эта форма самостоятельной работы применяется чаще всего на этапе развития речевого умения. Например, один из приёмов – Carousel brainstorm ( « Карусель») 
Последовательность работы: 
1) Тема и вопросы пишутся на отдельных больших листах бумаги (на доске, разделённой на части). 
2) Класс делится на группы (по количеству тем, вопросов). 
3) Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами всё, что они думают, знают относительно данной темы, вопроса. Время ограничивается. 
4) Каждая группа переходит к следующему заданию (передвигается по часовой стрелке) Свой ответ учащиеся другой группы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя от предыдущего 
5) Таким образом все группы отвечают на все вопросы и возвращаются к своему первоначальному заданию, чтобы в ограниченное время просмотреть всё, что оказалось записанным на данном листе с тем, чтобы подвести итог, высказать своё мнение[1]. 
Приём под названием “Jigsaw” (составная картинка-загадка) используется при развитии навыков чтения и перевода, но может быть использован и при работе над другими видами речевой деятельности . 
Класс делится на группы, каждая группа выполняет одно и тоже задание (например читает и слушает 5 текстов).
Каждый член группы имеет конкретное задание. В данном случае необходимо, чтобы в группе было 5 учащихся и каждый работал над одним из текстов (A,B,C,D,E ). Учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группах учащиеся совместно выполняют предложенные задания, уточняют, обдумывают, обсуждают. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и каждый учит других тому, что он узнал, прочитав текст. Задача «экспертов» заключается в том, чтобы хорошо научить остальных, так как в результате группа должна выдать совместный «продукт». 
Как групповая, так и парная самостоятельная работа призваны в первую очередь увеличить время говорения каждого учащегося. Парная работа чаще всего применяется на начальном этапе обучения при работе над разговорными ситуациями( диалогами), а также при работе с текстами . 
Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка? 
Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать что он будет делать, каков конечный результат. 
Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности. 
В- третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал) 
Иными словами, при выполнении самостоятельной работы учащийся должен знать что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И задача учителя научить его этому[16].

Обучение иностранному языку способствует развитию детей. Однако чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, необходимо включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Так, указывается, что для интенсивного развития мышления следует обеспечивать преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, осознание учащимся своих учебных действий. Развитие же связано не только с мышлением, но и с эмоциями и другими сферами личности.
В методической литературе последних лет по обучению иностранным языкам подчеркивается важность и необходимость включения мотивационной и эмоциональной сфер личности учащегося при изучении им иностранного языка, которое формирует у учащихся более внимательное отношение к формам выражения мысли как на иностранном, так и на родном языке. Можно наблюдать и обратное явление. Хорошо поставленное обучение английскому языку положительно влияет на развитие мыслительных и речевых способностей учащихся при обучении другим гуманитарным предметам и, прежде всего родному языку. Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления.
Подводя итог проведенной работы, стоит отметить, что невозможно сделать процесс передачи и получения знаний идеальным немедленно. Но необходимо над этим работать, разрабатывать новые и усовершенствованные методики.
Также можно отметить, что уже существующие определения и классификации самостоятельной работы учащихся по английскому языку, и способы их практического применения были исчерпывающе описаны, и изложены в данном исследовании. Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Цель исследования: проанализировать особенности развития самостоятельности учащихся 5 класса на уроках иностранного языка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!