«Теории воспитания личности в зарубежной психологии (бихевиоризм, фрейдизм, гуманистическая психология).».

Цели и задачи

Цель исследования состоит в комплексном изучении современных зарубежных теорий воспитания личности в гуманистической психологии, фрейдизме, бихевиоризме.

Введение и актуальность


Основной фактор в разграничении разных теорий личности – относительная важность бессознательных детерминант поведения в противовес важности сознательных детерминант. Хотя это продолжает оставаться главным вопросом, в последнее время сами основания для разногласий стали другими. Первоначально дискуссии происходили относительно реальности существования бессознательной мотивации, сейчас уже речь идет не о том, существуют ли данные факторы, а в каких условиях и какое воздействие они оказывают. Конечно, на бессознательных факторах делается акцент в теории Фрейда, а также в некоторых других теориях, на которые оказал влияние ортодоксальный психоанализ − теории Юнга и Мюррея, именно они придают данным факторам большую значимость. На другом полюсе присутствуют теории Левина, Гольдштейна, Олпорта, Роджерса, Скиннера и сторонников экзистенциализма, где бессознательные мотивы не занимают такой позиции или же обретают ключевое положение у индивида с отклонениями в поведении [11, с. 384]. Необходимо отметить, что теоретики личности обнаруживают направленность ко все большему принятию роли бессознательных мотивов, вместе с тем, между исследователями продолжают оставаться расхождения в том, в какой степени делается акцент на эту роль.
Проиллюстрируем различие зарубежных теорий личности на конкретном примере. По мнению Эриха Фромма, содержание природы человека находит выражение через потребность в установлении взаимодействия с окружающей средой и людьми, стремлении преодолевать (отделяться от мира и остальных людей), потребности в корнях (ощущение принадлежности), потребности в идентичности (знании, каким ты являешься) и потребности в системе убеждений (способ понимания и восприятия действительности) [11, с. 385].
Карл Роджерс рассматривал личность через термины самости: это долговременная, организованная сущность, которая составляет ядро наших чувств, тревог.
Гордон Олпорт рассматривал личность как то, что человек представляет собой в действительности, как внутреннее нечто, которое детерминирует характер контактирования индивида с окружающей средой.
Джордж Келли представлял личность как типичный для каждого человека исключительный способ постижения жизненного опыта. Эрик Эриксон рассматривал личность как функционал результатов социальных и психических кризисов на протяжении всей жизни индивида.
По мнению Зигмунда Фрейда, становление личности представляет собой последовательность стадий психического и сексуального развития, в человеке с рождения закладывается определенное количество энергии.
Альфред Адлера полагает, что люди вырабатывают специальный стиль жизни в первые 4-5 лет, а сила развития личности проявляется в стремлении к взаимодействию и контактированию (социальная заинтересованность).
По мнению Скиннера, поведением человека управляет окружающая среда, а не внутренние силы. Совершенно другая теория была предложена А. Бандурой. Ключевые положения данной теории можно свести к следующему. Ряд внутренних факторов − целеустремленность, самосознание, самоподкрепление позволяют человеку направлять, прогнозировать, координировать собственное поведение, поступки и действия [11, с. 385].
Очевидно, что существует множество теорий личности, безусловно, в каждой из них присутствует некая уникальность и ценность. Конечно, нет такой теории, которая могла бы дать адекватное и исчерпывающее объяснение всему, что нам известно о личности. Поведение человека является неоднозначным и сложным, следовательно, достаточно трудно объяснить его в терминах отдельного направления или теории. Нельзя быть уверенным и полагаться только на одну какую-либо теорию в понимании воспитания и развития личности.
Напротив, различные теории могут оказаться полезными в рассмотрении разного рода вопросов или проблем. Такой подход, получивший известность как эклектизм, подразумевает, что необходимо придерживаться открытости для разных позиций и мнений.

Заключение и вывод


Проблема личности представляет собой необъятную, значимую, сложную проблему. На сегодняшний день отсутствует обоснованное и общепринятое определение, многозначное содержание этого понятия обусловливается множественными проявлениями личности в становлении и развитии.
В настоящий момент не удалось сформировать общепринятую позицию по вопросу того, какая теория личности более всего является предпочтительной для объяснения ключевых факторов поведения индивида. Все теории личности имеют право существовать, развиваться, и никто не может сказать, какая из них истинная и правильная. Теории личности основаны на разных положениях о природе человека. Все теории личности сфокусированы на конкретных аспектах поведения индивида: структура мотивации, развитие, психическое здоровье, психопатология, изменение поведения под воздействием психотерапевтических методов.
Давая оценку гуманистическим теориям личности, важно подчеркнуть, что их разработчики первыми акцентировали внимание не только на аномалии, трудности и отрицательные стороны в поведении человека, но и на положительные аспекты развития личности. В трудах исследователей данного направления были изучены достижения личного опыта, описаны механизмы формирования личности и пути для ее самосовершенствования и саморазвития. Важно указать и на то, что распространено данное направление было в большей степени в Европе, а не в США, где не такими сильными являются традиции феноменологии и экзистенциализма.
Каждая из рассмотренных в настоящем исследовании теорий использует собственную терминологию и научные категории, создает уникальные представления о внутреннем мире индивида и его развитии в процессе жизнедеятельности, проверяет и обосновывает информацию и факты, которые удалось получить в ходе эмпирических исследований, а также в процессе психотерапевтического взаимодействия с пациентами.
С позиции гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно направляет его к личному росту, творчеству и самодостаточности, если только сильные обстоятельства окружения не препятствуют этому. Представители гуманистической психологии полагают, что люди – в высшей степени являются сознательными и разумными созданиями с отсутствием доминирования конфликтов и бессознательных потребностей.
В целом, гуманистические теории рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, которые обладают свободой выбора и развития стиля жизни, ограниченной лишь социальными или физическими воздействиями.
Изучение личности отличается от других разделов психологической науки тем, что здесь предпринимаются попытки систематизации и интеграции отдельных положений других отраслей психологии. Вследствие этого, задачами психологии личности являются: понимание внутренних причин поведения человека; понимание взаимосвязи внутренних причин и внешних обстоятельств.
Возможно, в будущем, появятся новые направления и концепции. Тем не менее, рассмотренная в настоящей работе проблематика и в дальнейшем будет привлекать серьезное внимание исследователей. Общий вектор психологической мысли, фиксируемый у разных ученых, способствует оптимистическому настрою в отношении этой многоаспектной психологической проблемы – проблемы личности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ