Теоретические аспекты формирования и использования доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деят

Цели и задачи

Цель работы – раскрытие теоретических аспектов формирования и использования доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных организаций.

Введение и актуальность


Несмотря на то, что основной целью создания бюджетной организации не является извлечение прибыли, бюджетная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но прибыль, полученная при этом, должна быть использована исключительно для достижения основной цели деятельности. Но здесь есть ограничения, в частности, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета в виде субсидии на выполнение государственного задания.
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Само определение приносящей доход деятельности в действующем законодательстве РФ не дается, а в ст. 2 ГК РФ раскрывается только содержание и признаки предпринимательской деятельности.
В п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» указывается, что «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность...», то есть из смысла данной нормы можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций является видом приносящей доход деятельности. Определенные данной статьей виды деятельности некоммерческих организаций, например, производство товаров и услуг можно отнести к понятию предпринимательской деятельности, указанному в ст. 2 ГК РФ, поскольку присутствуют основные признаки предпринимательства.
Следует отметить, что главной целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, в то время как бюджетные учреждения, осуществляя приносящую доход деятельность, нацелены на реализацию общесоциальных, управленческих функций. В соответствии со ст. 2 ГК РФ главными признаками предпринимательской деятельности является самостоятельность, систематичность получения прибыли, осуществление деятельности на свой риск. Бюджетные учреждения ограничены в своей самостоятельности. Так, для осуществления приносящей доход деятельности учредитель обязан закрепить такое право за бюджетным учреждением в уставе. Кроме того, бюджетные учреждения не могут свободно распоряжаться доходами, такие ограничения выражены в ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях». Так бюджетному учреждению необходимо получить согласие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на совершение крупной сделки. Необходимо отметить, что принадлежность имущества на праве оперативного управления бюджетному учреждению ограничивает имущественную составляющую самостоятельности, но не исключает ее полностью.
На наш взгляд, наиболее правильной представляется точка зрения Ю.Г. Лесковой, «приносящая доходы деятельность учреждений сочетает в себе некоторые признаки, предусмотренные ст. 2 ГК РФ: извлечение прибыли, осуществление ее учреждением на свой риск, под свою имущественную ответственность». Но нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что деятельность учреждений, направленная на получение доходов, имеет свои специфические черты. Прежде всего, необходимо учитывать, что учреждение - некоммерческая организация, поэтому деятельность, направленная на получение доходов, носит вспомогательный характер. Причем доходы расходуются строго в соответствии с целями и задачами деятельности учреждения, они являются дополнительными по отношению к источникам финансирования, которое осуществляет собственник».

Заключение и вывод

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных услуг) физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
В настоящее время в Российской Федерации бюджетные учреждения созданы, в основном, для оказания услуг населению в социально-культурной сфере. К таким учреждениям относятся школы, больницы, учреждения культуры, учреждения среднего, высшего профессионального образования, учреждения физической культуры, социального обслуживания и др.
Доходы и расходы составляют основу финансов бюджетного учреждения. Доходы, которые поступают на счет учреждения, расходуются на заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды, социальные выплаты, оплату услуг, приобретение материальных запасов.
В настоящее время после проведения реформы бюджетного сектора, появилось много новшеств в планировании доходов и расходов учреждения и в финансировании деятельности учреждений. Основой финансового планирования теперь является государственное (муниципальное) задание, субсидия на выполнение которого рассчитывается по нормативному методу, что ставит бюджетные учреждения в равные условия.
Учреждению утверждаются показатели объема и качества услуги, что способствует привязке финансирования к результату деятельности. Недостатком в данном случае может служить тот факт, что критерии качества оказания услуги во многих учреждениях являются размытыми, неконкретными и зачастую проверить эффективность и качество оказания учреждением услуги не представляется возможным.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности также являются существенным источником для осуществления расходов бюджетного учреждения.
Доходная деятельность бюджетного учреждения:
– может осуществляться сверх установленного государственного (муниципального) задания;
– относится к видам деятельности, предусмотренным в учредительных документах учреждения (подзаконных актах, правилах).
Цена платных услуг должна устанавливаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, направлена на цели учреждения.
Доход от предпринимательской деятельности может быть направлен на выплату заработной платы (до 60%), на услуги связи, подписки на периодические издания, экономические расходы, т. е. на укрепление и развитие материально-технической базы. Кроме того, распределение денежных средств на выплату непосредственному исполнителю услуг составляет 20% от общей суммы

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ