исследования автобиографической памяти

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть исследования автобиографической памяти.

Введение и актуальность


Непосредственную связь воспоминаний о своем прошлом со своим настоящим подчеркивал Б. Рассел [14]. В то время как автобиографическое содержание воспоминание относится к прошлому, само воспоминание – это акт настоящего. Таким образом, наполненность автобиографического воспоминания обеспечивается и прошлым, и настоящим, которые связываются через память.
В.В. Нуркова [12] подчеркивает, что автобиографическая память в виде особой субъективной реальности выполняет специфические функции временной интеграции личности и временного аспекта ее самосознания. Многообразные функции автобиографической памяти можно сгруппировать в три больших класса [12]:
1) Интерсубъективные, связанные с жизнью человека в обществе. Это: формирование межличностных отношений, достижение социальной солидарности или отторжения, передача личного опыта, предсказание поведения других людей по аналогии с событиями собственной жизни.
Благодаря общим воспоминаниям с другими людьми, человек может пережить единение с разными социальными группами и общностями - семьей, группой сверстников, коллегами, нацией. Разделенные воспоминания – одна из основ дружеских компаний, социальных организаций [12]. Невозможность поделиться или разделить значимые воспоминания вызывает печаль и разочарование. Возможно, одна из причин депрессивных переживаний людей старшего поколения фрустрация потребности поделиться жизненным опытом, автобиографическими подробностями, из-за того, что они отторгаются людьми младших поколений.
Рассказанные автобиографические воспоминания – один из путей установления эмоционального контакта с собеседником. Озвученный эпизод из собственной жизни может вызвать переживания у собеседника, ценные для развития отношений между людьми.
Проживание в одном обществе определяет некоторое сходство опыта, поэтому в некоторых случаях обмен биографическими данными как способ передачи опыта может помочь человеку решить текущую жизненную задачу. Или снизить эмоциональное напряжение. Такой эффект часто можно наблюдать в групповой психотерапии, когда просто рассказ о ситуации из жизни помогает другим участникам преодолеть стереотип отрицательной уникальности.
Через воспроизведение особенностей своей автобиографии человек подтверждает свою принадлежность к определенной культуре. Например, в современных западных культурах считается, что биография должна начинаться в семье, включать в себя развитие в ранние годы, прослеживать взаимосвязь ранних и более поздних событий, включать какие-то высшие переживания, отмечать изменения в жизни, формулироваться в терминах прогресса или упадка [9].
2) Интрасубъективные, связанные с личностной саморегуляцией. Это: формирование Я-концепции, выбор жизненных стратегий на основе понимания своего опыта жизни.
Начиная со старшего подросткового возраста, человек начинает реконструировать свое прошлое, воспринимать свое настоящее и предвосхищать будущее. В потоке автобиографических воспоминаний динамически обеспечивается связность личностной идентичности. Согласно Д.П. Макадамсу [9], личностная идентичность может принимать форму некой длящейся и развивающейся Я-истории, основанной на биографических фактах, но существенно выходящей за их пределы, поскольку люди избирательно считают какие-то аспекты своего опыта значимыми и в воображении оперируют воспоминаниями о прошлом, по-разному компонуя их.
Одним из механизмов формирования «Я-концепции» выступает ревизия и анализ зафиксированных в автобиографической памяти случаев из жизни, на основании чего делается вывод о свойствах личности и характера [12].
В исследованиях М. Конвея и К. Плеяделл-Пирса [9] подчеркивается целевая функция автобиографических воспоминаний. Актуальные для человека цели влияют на то, как автобиографическая информация усваивается и организуется, а позже цели воссоздают модель воспроизведения. Целеполагающая функция автобиографической памяти показывает, что невозможно ставить цели произвольно, без учета прошлого опыта, поскольку цели встроены в систему «Я».
3) Экзистенциальные, связанные с переживанием своей уникальности. К ним относятся: формирование идентичности, самоопределение и самоактуализация, смыслообразование, культурная и социальная соотнесенность, саморефлексия, переживание собственной уникальности.
Экзистенциальная функция автобиографической памяти выражается в том, что сформировавшись в виде высшей психической функции, автобиографическая память сама приобретает статус психологического орудия когнитивных и личностных процессов самодетерминации личности в социокультурном пространстве. Обращение к автобиографическому материалу переключает человека с повседневного окружения внешнего мира на ретроспективное исследование собственной личности [12]. Благодаря автобиографической памяти человек может размышлять о фундаментальных вопросов человеческого существования, ответственности, свободе, выборе, жизни и смерти не абстрактно, а применительно к собственной жизни. Таким образом, расширяется внутренний горизонт его личности, открытие смысла своей жизни, самоопределение своего дальнейшего жизненного пути.

Заключение и вывод

В данной курсовой работе в соответствии с целью проведено изучение автобиографической памяти. В ходе работы раскрыто понятие автобиографической памяти, охарактеризована ее специфика, функции, механизмы формирования; рассмотрены основные направления современных исследований автобиографической памяти, указаны ведущие авторы, разрабатывающие проблемы автобиографической памяти. Проанализированы имеющиеся методики, предназначенные для эмпирического исследования автобиографической памяти. По итогам работы сделаны общие выводы.
Данная курсовая работа представляет собой аналитико-синтетический обзор основополагающих вопросов по теме автобиографической памяти. Такая направленность работы может выступать первым этапом для последующего выделения более узкой конкретной проблемы для ее углубленного изучения, в том числе с проведением собственного эмпирического исследования. Например, интересным будет продолжение изучения особенностей автобиографической памяти у взрослых людей в зависимости от типа их родительской семьи, при психосоматических заболеваниях. Также много ресурсов содержит направление, связанное с искажениями автобиографических воспоминаний. Например, интересно было бы исследовать особенности автобиографической памяти в свете психологии лжи.
В целом, относительно недавнее начало изучения автобиографической памяти открывает широкие перспективы для дальнейших исследований.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ