степень реализации лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку на примере УМК «Spotlight» за 9 класс

Цели и задачи

Цель исследования: выявить степень реализации лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку на примере УМК «Spotlight» за 9 класс.

Введение и актуальность


В семидесятых годах 20 века исследователи, как лингвисты, так и методисты (прежде всего это В.Г. Костомаров и Е.М. Верещагин), заявили, что главной причиной неудач при обучении иностранному языку у педагогов-практиков является отсутствие у них представлений о реалиях. В процессе изучения данного явления в методику преподавания стал входить и термин «лингвострановедение» [3].
Как уже было сказано, вклад в развитие лингвострановедения Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова переоценить невозможно. Однако их исследования были успешно продолжены и другими исследователями, например, Г.Д. Томахиным. Он, в свою очередь выделил 2 подхода к обучению культуре на уроках иностранного языка: обществоведческий и филологический, где первый – это учебная дисциплина «страноведение», а второй как раз и является лингвострановедческим, т.е. с одной стороны основой его содержания является обучение языку, но при этом с другой даются определенные знания о стране изучаемого языка [11,12].
Содержания лингвострановедческого аспекта понятие достаточно гибкое. Оно всегда соответствует духу времени, социальному заказу, потребностям общества. Говоря о современном обществе, следует отметить, что иностранный язык является очень важной и неотъемлемой частью образования. Именно поэтому для современного процесса обучения иностранному языку важно включение в содержание обучения страноведческих сведений из разных областей, например, истории, географии, социальной жизни. Посредством этого при реализации лингвострановедческого аспекта можно познакомить учащихся с различными национально-культурными реалиями, например, природными, историческими, духовными ценностями.
Таким образом, лингвострановедение является аспектом методики обучения иностранному языку, оно знакомит учащихся с культурой и национальными особенностями изучаемого языка. Это знакомство происходит посредством определенного языкового материала, преимущественно при помощи реалий – названий предметов и явлений из культуры, истории и географии страны, не имеющей аналогов в других языках. При помощи реалий на уроках иностранного языка доносит до учащихся иностранную культуру.

Заключение и вывод


В рамках данного курсового исследовании на тему «Лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку» был проведен анализ литературы, а также проведено практическое исследование на материале УМК «Spotlight» за 9 класс.
В ходе изучения научной литературы в рамках данного исследования был рассмотрен ряд основополагающих определений. Так, в теоретической главе «Понятие и особенности лингвострановедческого аспекта в процессе обучения иностранному языку в средней школе» было определено, что лингвострановедение является аспектом методики обучения иностранному языку, оно знакомит учащихся с культурой и национальными особенностями изучаемого языка. Главным средством реализации лингвострановедческого аспекта в учебной литературе являются реалии – названия предметов и явлений из культуры, истории и географии страны, не имеющей аналогов в других языках. Особенности реализации лингвострановедческого аспект на каждом из этапов обучения иностранному языку отражены в ФГОС. В начальной школе детей знакомят с зарубежными сверстниками, фольклором и некоторыми доступными произведениям иноязычной художественной литературы. На среднем этапе дети достаточно детально знакомятся с традициями, обычаями, и реалиям страны изучаемого иностранного языка. На старшем этапе лингвострановедческие знания и умения в большей степени призваны помочь учащимся в профессиональном самоопределении;
Во второй главе данного курсового исследования «Реализация лингвострановедческого аспекта в процессе обучения иностранному языку на примере УМК «Английский в фокусе (Spotlight)» в учебнике за 9 класс» была проведена исследовательская работа, по результатам которой было выявлено, что основным критерием определения степени реализации лингвострановедческого аспекта выступают компоненты содержания обучения. Нами был исследован УМК «Spotlight» за 9 класс, к котором детально проанализировано два тематических модуля. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в данном пособии по английскому языку присутствуют все три компонента лингвострановедческого аспекта содержания обучения иностранному языку. Экстралингвистический компонент прослеживается в названиях некоторых тематических модулей. Лингвистический компонент выражается в виде большого количества реалий в учебных текстах данного УМК. Компонент действий представлен в ряде упражнений, способствующих эффективному усвоению учащимися имеющегося страноведческого материала. Это позволяет заключить, что УМК «Spotlight» за 9 класс содержит и эффективно реализует лингвострановедческий аспект.
Данные вывод позволяют нам рекомендовать данный УКМ к использованию в процессе обучения, имеющего своей целью формирование страноведческой компетенции у учащихся.
Таким образом, заявленная цель работы «выявить степень реализации лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку на примере УМК «Spotlight» за 9 класс» была достигнута. Гипотеза исследования, о том, что наличие всех компонентов содержания лингвострановедения в УМК по иностранному языку позволяет влиять на формирование страноведческой компетенции ц учащихся, подтвердилась.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ