Национальное богатство как макроэкономическая категория

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть особенности национального богатства России на современном этапе.

Введение и актуальность


Неразрывность связи понятий «национальный капитал», «устойчивое развитие» и «экономическая безопасность» приводит к мысли, что правильнее говорить не только о количественной оценке уровня национального капитала, но также об оценке его состояния на территории. Иначе говоря, оценивая национальный капитал территории, мы должны определить, как этот национальный капитал используется и способствует ли обеспечению устойчивого развития и экономической безопасности территории, то есть оценить его состояние.
Индикативный показатель (индикатор) состояния национального капитала территории - это критериальный показатель уровня и развития соответствующей составляющей национального капитала или значения фактора, существенно определяющего уровень и развитие национального капитала.
Исходный показатель формирования состояния национального капитала - это показатель, который используется при определении индикативных показателей как характеристика какого-либо свойства национального капитала или процесса его создания. Исходные показатели используются при расчете значений индикаторов или условий их формирования по определенным правилам. В частности, некоторые из исходных показателей могут непосредственно представлять собой индикативные показатели.
Уровень национального капитала (или оценка его состояния) - это условный показатель, интегрально характеризующий качественное состояние национального капитала территории для некоторой группы индикативных показателей, объединенных общими признаками или характеризующих одну из сторон или составных частей национального капитала, или интегрально оценивающий результирующее состояние национального капитала территории и степень его развития.
Оценка национального капитала территории производится в следующем порядке:
1. Составляется предварительный реестр объектов исследования - территорий.
2. Формируется состав индикативных показателей, сгруппированных по трем крупным составляющим национального капитала - физическому, природно-ресурсному и человеческому.
3. Производится сбор исходных показателей, участвующих в расчетных формулах определения значений индикаторов для каждого из объектов оценки. Данные исходные показатели условно обозначаются как «первичные показатели».
4. Формируются пороговые уровни для индикативных показателей как их пограничные значения для смежных зон состояний национального капитала по каждому из рассматриваемых индикаторов.
5. Выполняется расчет текущих значений индикативных показателей для каждого анализируемого объекта.
6. Для тех индикаторов, которые являются простыми, производится сравнение их текущих значений с пороговыми и определяется уровень состояния национального капитала по соответствующему показателю.
7. По специальной методике выполняется нормирование значений рассчитанных индикативных показателей, в результате чего все они выражаются в относительных единицах. Предварительно также по специальной методике выполняется нормирование пороговых значений индикативных показателей.
Сравнение нормированных значений индикаторов с нормированными значениями пороговых уровней определяет состояние национального капитала по соответствующему индикатору.
8. Выполняются расчеты по оценке и классификации состояния национального капитала по каждой из трех составляющих национального капитала.
9. Выполняется построение диагностической картины территориального распределения состояния национального капитала в целом и по его составляющим - физическому, природно-ресурсному и человеческому капиталу, а также по отдельным группам индикаторов и отдельным индикативным показателям.
Диагностическая картина может быть изображена картографически, а также в виде ландшафтных диаграмм.
13. Выполнение расчетов для годов ретроспективного, а при необходимости - и перспективного периода позволяет также получить динамические характеристики накопления национального капитала и изменения его уровней по составляющим национального капитала, их выделенным группам и отдельным индикаторам.
14. Выполняется подробный анализ формирования и развития ситуации по состоянию национального капитала территорий (или выделенной территории). Выявляются те показатели и их группы, которые проявили себя как узкие места в формировании состояния национального капитала.
Разрабатываются программно-целевые мероприятия, направленные на устранение барьеров наращиванию национального капитала, определению причин его депрессивного состояния на тех территориях, где такое состояние выявлено, создание условий для активизации условий, действующих благоприятно на формирование и развитие национального капитала.

Заключение и вывод

На сегодняшний день инфляция является одной из самых опасных и глобальных проблем экономик всего мира, социально-экономические последствия которой могут быть катастрофическими для любого государства.
В целях предотвращения негативных последствий инфляции и  управления ею государство проводит комплекс мер и мероприятий, который именуется как антиинфляционная политика.
Показатели уровня инфляции, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития, устойчивого повышения благосостояния российских граждан, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 
Такое сложное явление как инфляция нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, инфляция представляет собой сложный многофакторный процесс, основными причинами которого является диспропорция, как в сфере воспроизводства, так и в денежной сфере. В связи с этим в мировой практике существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики. Их выбор зависит от характера и уровня инфляции, экономического состояния страны, источников и причин инфляции.
Итак, к монетарным инструментам антиинфляционной политики можно отнести:
Регулирование ставки рефинансирования;
Операции на открытом рынке;
Изменение нормы обязательных резервов;
Процентные ставки по операциям Банка России.
Мероприятия по усовершенствованию антиинфляционной политики в 2015-2016 г.г.
- Ограничение роста тарифов на услуги ЖКХ величиной инфляции за прошедший год (предполагается действие программы до 2018 года).
- Ограничение роста цен на газ и электроэнергию для промышленности.
- Создание запасов на товары и продукты сезонного спроса (в частности, зерно, дизельное топливо и др.)
- Ужесточение денежно-кредитной политики (сокращение денежной массы за счет роста процентных ставок. В этом случае дорогие кредиты становятся недоступными).
- В 2015 году на основе новых методических указаний по расчету регулируемых тарифов планируется фиксировать стоимость воды на 3 и 5 лет.
- Создание специального механизма с участием ЦБ и Минфина, который повысит согласованность действий монетарных властей.
При соблюдении всех вышеперечисленных условий, правительство России сможет контролировать уровень инфляции, но на данный момент несоответствие прогноза и реального уровня велико. И наряду с самой высокой инфляции за последние 4 года это несоответствие все больше обостряет социальную напряженность в стране.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ