Своеобразие художественного метода Г.Флобера в романе «Госпожа Бовари»

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении художественных особенностей романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».

Введение и актуальность


Прокурор нашел некоторые сцены романа слишком откровенными. К примеру, «он находил двусмысленными слова о молодожене, который наутро после свадьбы выглядел так, будто «это он утратил невинность», и возмущался фразой, где говорилось, что Шарль был «весь во власти упоительных воспоминаний о минувшей ночи» и, «радуясь, что на душе у него спокойно, что плоть его удовлетворена, все еще переживал свое блаженство, подобно тому как после обеда мы еще некоторое время ощущаем вкус перевариваемых трюфелей»» [4, с. 398].
Прежде всего, автору поставили в вину четыре фрагмента из романа. Первый касался начала романа между Эммой и Родольфом, второй представлял собой сцену причастия. Третьим был тот, где говорилось о взаимоотношениях Эммы и Леона, в особенности – об их прогулке в карете по Руану. Четвертым была сцена смерти героини.
Адвокату писателя не составило труда защитить его. Он рассказал об отце Флобера – известном и уважаемом хирурге, подчеркнув, что его сын не может создавать безнравственные произведения: «Господин Гюстав Флобер — человек серьезного нрава, предрасположенный по природе своей к занятиям важным, к предметам скорее печальным. Он совсем не тот человек, каким хотел его представить товарищ прокурора, надергавший в разных местах книги пятнадцать или двадцать строк, будто бы свидетельствующих о том, что автор тяготеет к сладострастным картинам... В «Госпоже Бовари» описываются супружеские измены, но ведь они — источник непрестанных мук, сожалений и угрызений совести для героини. Карета в Руане? Мериме в «Двойной ошибке» рассказал о подобной же сцене, происходившей в почтовой карете. Эмма сбрасывает с себя одежды? Но Флобер даже не описывает наготу своей героини, как это делали Шенье, Мюссе, все поэты вообще. … кстати, и в книгах Монтескье и Руссо содержатся отрывки гораздо более вольные, нежели в «Госпоже Бовари»» [4, с. 399].
В итоге, суд, хоть и высказал порицание по отношению к книге, но вынес оправдательный приговор Флоберу и редакции журнала «Ревю де Пари». Тем не менее, как указывает писатель А. Моруа, «это шумное разбирательство, столь чуждое искусству, ошеломило Флобера и преисполнило его отвращением. «Кроме всего, меня тревожит будущее; о чем же можно писать, если столь безобидное создание, если бедная моя госпожа Бовари была схвачена за волосы и, словно гулящая девка, доставлена в исправительную полицию?» Писатель отлично знал, что искусство и мораль — два совершенно различных явления; он поспешил вернуться в свой загородный дом и там, вдали от людей, принялся прилаживать новые струны «к своей бедной гитаре, которую забрасывали грязью»» [4, с. 399].
Таким образом, вскоре после журнальной публикации романа, Флобер был привлечен к суду за оскорбление общественной морали и религии. Но, на самом деле, правительство не устраивал журнал «Ревю де Пари», где впервые был опубликован роман «Госпожа Бовари». Писателю был вынесен оправдательным приговор, но сам факт организации процесса вызвал у него справедливое возмущение.

Заключение и вывод


В результате данной работы проведён анализ романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». На основе теоретических исследований проанализированы особенности художественного метода Флобера и образ главной героини: жена провинциального лекаря Эмма Бовари не желает расставаться с романтическими иллюзиями, следование которым приводит ее к гибели.
В работе дана теоретическая основа для анализа романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», подробно рассмотрены история его создания, художественный метод, использованный автором для создания атмосферы и образов центральных персонажей. Рассмотрены проблемы, поставленные в романе.
Становится ясно, что художественным методом, использованным автором в романе, является критический реализм, в рамках которого Флобер прибегает к таким приемам, как обобщение и типизация.
Над своей книгой Гюстав Флобер работал на протяжении пяти лет, стремясь создать «демонстративно правдивую» книгу о провинциальных нравах и исследовать в ней психологию своей героини. Поэтому жанр «Госпожи Бовари» принято определять как реалистический, социально-психологический роман.
Действие романа «Госпожа Бовари» разворачивается в провинциальном захолустье, где каждый день похож на другой. Героиня романа Эмма Бовари отличается от других жителей маленького городка Ионвиля тем, что она единственная, кто недоволен своей жизнью. Она постоянно стремится вырваться за пределы убогой действительности, но ее мечты не выдерживают столкновения с нею. Судьба Эммы Бовари – это судьба человека, не смирившегося с пошлостью и прозаизмом окружающей жизни и пытающегося бороться с ними, пусть и не самыми достойными методами.
В описании обыденной жизни провинциального городка Флобер поднимается до уровня эпического размаха. Несмотря на серость и однообразие повседневной жизни, его героине удается сохранить романтические иллюзии, оказавшиеся для нее губительными. В отличие от других историй о провинциалах, стремящихся вырваться из плена серой и безотрадной жизни, автор не приводит свою героиню в Париж, ведь и там, по его мнению, царят обывательские нравы, ничем не отличающиеся от провинциальных.
Вся композиция романа направлена на то, чтобы продемонстрировать всесилие страшных, засасывающих в свою трясину, словно болото, обывательских нравов. Одна из отличительных особенностей романа заключается в том, что описательная часть занимает в нем в два раза больше места, чем действие. Это было необходимо писателю, чтобы установить причины поступков персонажей. Роман «Мадам Бовари», разрушающий романтику, в финале которого показано торжество обывателя, призывает людей изменить свою жизнь, вырваться из стоячего обывательского болота. Однако делать это стоит, не предаваясь иллюзиям, а научившись находить свое счастье в простых человеческих радостях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ