Подготовка учителя к уроку истории

Цели и задачи

Цель курсовой работы – раскрыть сущность подготовки современного учителя к уроку истории.

Введение и актуальность


Результаты этой работы фиксируются в конспекте урока. О.С. Серегина в этом аспекте задает ряд вопросов: «Урок является основной формой организации учебного процесса. Но насколько умело молодой учитель владеет речевой ситуацией урока? Насколько эффективно организовано профессиональное общение на нем? Как предварительно подготовленный конспект помогает начинающему педагогу реализовать замысел урока?»
В конспекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-методического-анализа и свои размышления над будущим уроком. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом.
В конспекте учитель формулирует вопрос для опроса, записывает переход к началу изложения нового материала, выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методики преподавания. Учитель формулирует вопросы и задания учащимся по ходу обработки нового, способы работы с картиной, картой, иллюстрацией, предусматривает запись терминов, схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать урок ярким, творческим и результативным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке.
Конспект включает название темы урока, ожидаемые результаты, перечень оборудования, содержание учебного материала, регламент проведения отдельных этапов, методику организации работы.

Заключение и вывод


Таким образом, результатом подготовки учителя к уроку должно стать его соответствие таким требованиям. Требования к содержанию учебного материала, которые прорабатывается на уроке:
– полноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие ожидаемым результатам;
– научность учебного и исторического материала урока;
– достоверность исторических фактов;
– применение различных источников знаний;
– достаточность и структурированность учебного исторического материала для формирования базовых знаний и решения ключевых проблем.
Требования к методике проведения урока:
– мотивация и дифференциация обучения;
– высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности;
– охвата работой всех учащихся;
– воспитание интереса к истории;
– правильный выбор типа и структуры урока, средств и методов его проведения в зависимости от ожидаемых результатов (дидактической цели)
– соответствие приемов обучения педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся.
Психолого-гигиенические требования к организации урока:
– педагогический такт учителя;
– культура речи, эмоциональность, темп речи;
– учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– контакт с классом, наличие активного взаимодействия и сотрудничества;
– соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Мы выяснили, основу урока составляют механизмы реализации познавательной, практической, творческо-поисковой деятельности. Так, в макроструктуре комбинированного урока предусмотрены следующие этапы:
1. Общую мотивацию учебной деятельности учащихся. Постановку и разъяснение цели урока.
2. Усвоения новой информации (информационный этап). составляющими этого этапа является мотивация познания, актуализация опорных знаний, восприятия и осмысления новой информации, обобщение и проверка адекватности восприятия.
3. Усвоения новых средств деятельности (операционная этап) – мотивация практической деятельности, актуализация знаний по способам деятельности, инструктаж, выполнение практического задания, контроль за исполнением.
4. Применение знаний и умений в условиях проблемной ситуации (творческо-поисковой этап) – формулировка проблемы (мотивация), выдвижение гипотез, поиск необходимой информации или пути решения проблемы, аргументация гипотезы фактам или ее опровержение достаточной и необходимым количеством фактов, выводы.
5. Определение смыслов исторических событий (ценностно-смысловой этап) – формулировка оценочного задачи и создание ситуации выбора (мотивация), создание ролевой ситуации, соответствующее осмысление собственной или ролевой позиции, согласно которой будет дана оценка, переживания и осмысления исторического события или лица по этой позиции, выбор оценки и ее доведение фактами, выводы.
6. Домашнее задание. Анализ результатов труда.
Надо понимать, что комбинированный урок может конструироваться и на основе комбинации всего двух дидактических задач и соответственно двух (трех) компонентов содержания образования, как было показано выше. его макроструктура может быть ограничена только двумя или тремя этапами. В этом случае выбор учителя обусловлено ограничениями во времени или в возможностях учеников.
Составление этапов комбинированного урока является профессиональным выбором учителя. Так, на этапе мотивации познавательной деятельности учащихся учитель может сконструировать проблемную ситуацию, сформулировать проблему и определиться вместе с учениками, какую новую историческую информацию надо получить, чтобы решить эту проблему. Мотивировать познавательную деятельность можно и средствами конструирования ситуации выбора по собственной оценки учащимися исторического события или личности. эти приемы обеспечивают более активную познавательную деятельность, поэтому, по выбору учителя, их можно использовать в начале урока на этапе мотивации познавательной деятельности учащихся и определение задач урока. Перспективы дальнейших исследований освещенной проблемы следует отметить следующие:
– экспериментальная апробация различных вариантов урока новости;
– определение специфики этапа «Определение актуальности, темы, цели и задач новой темы»;
– накопления проблемных вопросов и заданий для уроков истории;
– подготовка хрестоматий исторических источников по истории (не только текстовых, но и визуальных).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ