Свобода и субъективность потребительского выбора. Основные факторы, влияющие на потребительский выбор.

Цели и задачи

Цель написания курсовой работы – изучить сущность свободы и субъективности потребительского выбора, проанализировать основные факторы, влияющие на потребительский выбор.

Введение и актуальность


Итак, согласно кейнсианской теорией необходимым фактором эффективного функционирование развитого потребительского рынка является высокий платежеспособный спрос, поскольку низкий спрос создает угрозу для рыночного товарного обращения. Только на основе расширения потребительского спроса возможно утверждение устойчивого экономического развития. Учитывая это, решение проблемы потребительского спроса предусматривает повышение платежеспособного спроса субъектов рынка. [10]
Подтверждение этой теории находим в современной практике хозяйствования. Так, в странах с развитой экономикой, где производство в основном ориентировано на внутренний рынок, потребительский спрос выступает в качестве ведущего фактора экономического развития. Очевидно, что наибольший вклад этот компонент потребительского спроса вносит в прирост традиционной продукции потребительского назначения, а также сырья, которое используется для ее производства. Говорится о сельское хозяйство, пищевую и текстильную промышленность, а также отдельные отрасли третичного сектора – общественный транспорт, розничную торговлю, прочее. Одновременно по мере сдвигов в системе предпочтений потребителей, расширение и обновление потребностей общества заметно растет стимулирующее влияние потребительского спроса на прогрессивные в организационно-технологическом отношении отрасли тяжелой промышленности. Это, прежде всего, электротехническое и транспортное машиностроение, химическая промышленность и др., в конечной продукции которых превалирует значительная доля потребительских изделий (бытовая техника, личный транспорт, косметика, предметы личной гигиены, другие товары дискреционного спроса).
Таким образом, исходным пунктом исследования поведения потребителя на рынке является трансакция (сделка), которая осуществляется между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). А. Уильямсон выделил три главные свойства трансакций: [5]
а) степень неопределенности;
б) частота, с которой происходят трансакции;
в) степень, в которой для минимизации затрат требуются инвестиции, специфические для данной трансакции. Следовательно, деятельность индивидов на рынке может рассматриваться как совокупность дискретных рыночных трансакций. При этом цена товара в каждой транзакции содержит необходимую информацию о этот товар.
Для осуществления сделки от потребителя необходимые расходы, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и др. Именно поэтому потребительский рынок можно определить, как совокупность трансакций по купле-продаже потребительских товаров и услуг.

Заключение и вывод


В заключении можно сказать, что были достигнуты поставленные задачи:
- изучена сущность свободы и субъективности потребительского выбора;
- проанализированы основные факторы, влияющие на потребительский выбор;
- проведен анализ особенностей потребительского выбора в России и на примере Республики Саха (Якутия).
Исходя из такого социально-психологического понимания стиля жизни, является понятным, что потребительское поведение выступает одним из ключевых способов присоединения человека к тому образу жизни, который является одобряемым и принимаемым в ее референтному окружении. Стиль жизни является непосредственно связанным с проявлениями поведения во всех ключевых сферах человеческой жизнедеятельности, в частности, в потребительском поведении. Согласно взглядам Является. Головахи и Н. Паниной, поведенческий аспект стиля жизни реализуется на нескольких уровнях: особенности повседневного поведения (привычки, манеры, присущие лицу); содержательные компоненты поведения (воплощаются в конкретной деятельности – ее стиле, результатах, средствах); целостная система поведения лица с учетом удельного веса каждого вида деятельности в общей структуре.
Как показывает теоретический анализ, потребительское поведение предстает как многогранное и комплексное явление, обусловленное сложной индивидуальной детерминацией. Следует отметить, что в литературе пока что не хватает системной классификации факторов потребительского поведения. К ключевым социально-психологических факторов потребительского поведения следует относить такие факторы, как: социальный класс-большая социальная группа, референтная группа, малые группы членства (с семьей), стиль жизни личности, социальная мотивация.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ