Стилистические приемы ведущих программ «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым » и » Политика»

Цели и задачи

Цель этой работы – анализ речи телеведущих, выявление стилистических приемов, характерных черт их речевого поведения.

Введение и актуальность


В заключение параграфа дадим определение понятия «речевое поведение». Речевое поведение – это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно-адекватной тональности и стилистике. По мнению Н. В. Резеповой, соблюдение определенных форм речевого поведения является чрезвычайно важным для работы в радио- и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и политологических жанрах.
Исследователи отмечают, что на речевое поведение оказывают влияние различные факторы. По мнению А. Ф. Прияткиной, характер речи зависит от условий и обстоятельств, в которых происходит общение. Первое из таких обстоятельств – это социальный статус собеседников. Имеют значение и возрастные различия, а зачастую и различие полов. Второе обстоятельство, влияющее на речевое поведение, пишет автор, – это среда, в которой происходит коммуникация, а также официальность или неформальность обстановки. Обращение к большой аудитории, публичное выступление, общение в телеэфире – это уровень социально ориентированного общения, который имеет свои особенности и закономерности.
Рассуждая о речевом поведении телеведущих, Ю. С. Титова, Т. В. Михайлова отмечают, что размываются границы функциональных стилей русского языка. Все более упрочиваются позиции заимствований, бурный поток которых не иссякает, особенно из английского языка в его американском варианте. Авторы пишут, что причиной заимствования обычно оказывается необходимость обозначения реалий, неизвестных носителям языка-реципиента. Однако в настоящее время телевидение пропагандирует моду на употребление заимствованных слов. Например, относительно недавно в широкое употребление вошли такие слова, как шоу-бизнес, кастинг, промоушен, экшн и др. Самым популярным жанром телепередачи стало ток-шоу. Подобные слова уже органически вросли в лексикон многих телеведущих.
Таким образом, речевое поведение и стилистика речи телеведущих – одна из важнейших составляющих их речевой культуры, она способствует созданию интереса к передаче у зрителей и, в конечном итоге, успех программы и даже телеканала в целом. Ведь ни для кого не секрет, что успешные ведущие могут «приковать» зрителей к голубым экранам, что обеспечит программе и телеканалу высокий рейтинг.

Заключение и вывод


Речевое поведение – это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно-адекватной тональности и стилистике. Построение речи определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.
Речевое поведение и стилистика речи телеведущих – одна из важнейших составляющих их речевой культуры, она способствует созданию интереса к передаче у зрителей и, в конечном итоге, успех программы и даже телеканала в целом.
Программы «Политика», выходящая на 1-м канале (ведущие – Петр Толстой и Александр Гордон), «Вечер с Владимиром Соловьевым» (телеканал «Россия 1») относятся к категории политико-публицистических ток-шоу. Сценарии этих передач примерно одинаковы: ведущий, участники публичного разговора, эксперты, приглашенные в студию зрители, все высказывают свои мнения по «заданной» теме.
Для всех рассматриваемых ведущих характерен элитарный тип речевой культуры. Это определяется не только тем, что они работают на телевидении, причем, на центральных российских каналах, но и тем, что характерными чертами их речевого поведения является совершенное владение различными стилистическими регистрами речи, но и разнообразными приемами языковой игры в области фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса и т. д.
Все трое ведущих используют публицистический стиль с элементами разговорного.
Для их речевой культуры характерно:
– Владение речевыми жанрами и языковыми средствами (богатство речи). Для них характерно широкое использование метафор.
– Речевая самостоятельность – проявляется в способности к спонтанному общению, высшим проявлением которого является речевое творчество, включая создание афоризмов
– Коммуникативная компетентность – способность быстро ориентировать в любой, даже принципиально новой для них ситуации общения.
Для тактики коммуникации всех трех телеведущих характерно:
– умение сконцентрировать основную мысль в высказывании;
– умение подать реплику;
– умение сопоставить и приводить к общей точки зрения мнения оппонентов;
– способность придать программе, дискуссии или высказыванию завершенность.
В работе проанализированы стилистические приемы, которые наиболее часто используют телеведущие, речь которых анализировалась в работе.
Речь Владимира Соловьева очень образна, метафористична и афористична. Многие его высказывания с ходу превращаются в афоризмы. В работе приведены около десятка афоризмов этого ведущего, взятого только из одной передачи!
Также для речи телеведущего Владимира Соловьева характерно «переделывание» известных фраз из кинофильмов, песен и проч.
Что касается ведущих программы «Политика», то этот дуэт зачастую «работает» по принципу «злого и доброго следователя». Петр Толстой – всегда подчеркнуто интеллигентен, его речь – всегда очень литературно правильная, интеллигентная. А Александр Гордон может позволить себя использование жаргонизмов и даже «крепких» выражений. Так, одно из выступлений он прокомментировал: «Ни хр…на не понял».
«Первую скрипку» в дуэте играет, несомненно, Петр Толстой (в программе о пресс-конференции Владимира Путина Александр Гордон сказал буквально пару фраз), поэтому в целом программа «Политика» смотрится очень интеллигентной.
Для речи ведущих очень характерны сравнения. Так, ВМФ с первых минут программы сравнили с шулерами, а его действия – с шулерскими схемами, и эти сравнения обыгрывалось на протяжении всей программы.
Для Петра Толстого также характерно «переиначивание» известных выражений. Например: «У нас есть несколько типичных русских вопросов: Кто виноват? Что делать? Как там Америка?»
Он также нередко использует противопоставления. Например: «Майкл плачет тихо, а вы – громко», «Денег нет, а симпатии – есть».
Также Петр Толстой часто использует «игру» близких по значению слов: «Авиационная промышленность пошла на взлет».
Петр Толстой, как и Владимир Соловьев, славится способностью «рождать» меткие афоризмы, которые превращаются в афоризмы.
Например: «Если правил нет, получается, что нас 30 лет водили за нос, как папуасов» (о позиции международных организаций с изменениями «правил игры»).
«Играли в шахматы, а оказались шашки. Королева – королем, а черное – белым».
Одним из таких афоризмов Петр Толстой, можно сказать, сформулировал миссию журналистов в простой форме: «Задача журналистов – задавать детские наивные вопросы, чтобы молчаливые чиновники на них отвечали».
Таким образом, можем сделать вывод, что эти ведущие – настоящие мастера экрана и речи. Они используют различные стилистические приемы. А Владимира Соловьева можно назвать мастером афоризмов. Он в каждой передаче «рожает» их десятками.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ