Средства массовой информации в политической системе общества

Цели и задачи

Цель курсовой работы заключается в комплексном теоретическом исследовании средств массовой информации в политической системе общества.

Введение и актуальность


При определении функций СМИ наиболее последовательным представляется их разграничение на следующих два вида: основные (базовые) и специальные. Следует заметить, что основные функции СМИ, которые еще называют общекоммуникативными функциями, не зависят от стилистических средств коммуникации и области их применения. Специальные же функции, напротив, функции актуализируются в определенных сферах или отдельных коммуникативных актах.
К базовым функциям средств массовой информации следует относить: информационную функцию, агентскую, культурно-воспитательную, оценочную, контрольную, регулирующую, а также функцию воздействия или взаимодействия.
Информирование, т.е. сообщение о предметах, явлениях, их свойствах, связано с отражением реалий и сопряжено с познавательной деятельностью аудитории. Предоставление массовой аудитории социально значимой информации многократно увеличивает ее когнитивные возможности и творческий потенциал. В условиях увеличения спроса на информационные продукты и приобретения информацией статуса ресурса власти значение данной функции возрастает, при этом СМИ уже не ограничиваются ролью средства передачи, а выступают источником (производителем) сведений.
Контрольная функция реализуется с помощью эксплицитных средств выражения, зависящих от статусно-ролевых связей участников коммуникативного акта. Медиаконтроль ограничивается не только созданием площадки публичного обсуждения деятельности государства, результатом которого могут быть изменения отношений власти-подчинения.
Агентская функция предполагает ответственность СМИ за целенаправленность коммуникативного акта и транслируемую установку. Социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими масс-медиа, а социальными стратами – политиками, бизнесменами, конкурирующими социальными институтами, рекламодателями, экспертами и массовой аудиторией. СМИ, выступая агентом, обязаны действовать в интересах своего принципала, отражая его социальную позицию и тональность дискурса.
Культурно-воспитательная функция СМИ, которую еще называют социализирующая, выражается в способности масс-медиа знакомить с достижениями науки и искусства, накапливать новые знания, соотносить их с уже имеющейся информацией и социальным опытом, обеспечивая интеграцию общества, в трансформации общественного мнения, социальных установок, ценностей под влиянием транслируемых норм поведения, способствуя изменениям культурно-генетического ареала.
Регулирующая функция играет важную роль в социальной ориентации коммуникантов, позволяя управлять общественным дискурсом. Ее специфика заключается в динамизме и возможности изменяться в зависимости от ситуации. Поскольку каждый индивид является носителем нескольких социальных статусов, ролей, СМИ стараются быть полиглосными, за счет таких характеристик, как направленность, многоканальность, нормативность и вариативность.
Регулирующая функция отвечает за установление контактов, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. При ее реализации возможно манипулирование массовым сознанием.
Социально значимые функции воздействия и взаимодействия предусматривают передачу установок, предписывающих определенное влияние граждан и их адекватную реакцию в соответствии с нормой поведения. В основе реализации этих функций лежит принцип мотивации. Несмотря на обилие мотивационных теорий, их условно можно разделить на две группы: теории равновесия и теории удовлетворения потребностей.
Функция агрегации политических потребностей, интересов, мнений предоставляет масс-медиа широкие возможности артикуляции политических позиций в обществе. Она тесно связана с базовыми функциями информирования и контроля, направлена на оптимизацию процесса обратной связи. Власти приходится реагировать на изменения общественного мнения, транслируемого СМИ, которые в свою очередь могут намеренно стимулировать общественную активность в отношении отдельных вопросов политической жизни.
В свою очередь, специальная консенсусная функция вытекает из регулирующей и предполагает поддержание баланса и стабильности политической системы в целом. Предотвращению конфликтов и коммуникативного эпатажа со стороны отдельных субъектов способствует поддержание СМИ нормативных образцов поведения и стилей.
Функция политической рекламы актуализируется в ситуациях, когда коммуникатор, (политический лидер, партия) пытается сформировать у аудитории определенный имидж. Рекламирование с помощью масс-медиа приобретает особую значимость в ситуациях, не находящих непосредственного отражения в повседневном опыте. Восприятие политического процесса затруднено или ограниченно, поэтому политика реализуется главным образом через символы, знаки, образы.
Шоуитизация политики – одно из основных направления функционирования СМИ современного этапа. Аудитория одновременно отдыхает, развлекается и формирует свое отношение к происходящему.
Массовая коммуникация выполняет еще одну специализированную функцию, которую можно обозначить как конверсионная функция. Конверсия предполагает изменение установок массового сознания. Данная функция апробировалась эмпирически, была выявлена корреляция медиасообщений с реакциями аудитории.
Сбывшиеся прогнозы политических событий, распространенных в СМИ, также могут полностью изменить отношение к политическому субъекту или его имиджу. Перформативная функция имеет ярко выраженную социальную окраску, так как предполагает подчинение некоему обряду, ритуалу. Ее спецификой выступает то, что сообщается, как правило, о совершаемых действиях, и/или то, что высказывание и действие эквивалентны.
Все рассмотренные выше функции влияют на осуществление СМИ функции политической мобилизации. Она выражается в побуждении социума к политической активности или сознательному бездействию. При реализации данной функции для масс-медиа важно вводное высказывание или дискурс, от которых зависит контакт с аудиторией.

Заключение и вывод

Изучив роль СМИ в политической жизни современного общества, можно сделать следующие теоретические выводы.
СМИ предназначены для масштабного обмена информацией и сообщениями в рамках целого общества. Средства массовой информации являются и каналом выражение общественного мнения и, вместе с тем, системой формирования данного мнения. Примечательно, что за очень короткий промежуток времени СМИ могут оказать влияние на огромное количество людей.
В нашей стране имеются положительные тенденции относительно процесса политической структуризации общества. Так, в рамках данного процесса происходит увеличение количества и объема деятельности структур гражданского общества; властью создаются определенные условия для их свободного самостоятельного развития; повышается гражданская активность граждан нашего государства. Перед СМИ стоит задача дальнейшего формирования политической и гражданской культуры, которая позволила бы нашему обществу выйти на новый уровень развития и смогла помочь укоренить демократические ценности, а также стать центром общественного и гражданского согласия.
Проанализировав политические функции СМИ, можно сделать вывод, что наиболее разумным является их деление на основные и специальные. При этом к основным функция СМИ относят: информационную, оценочную, контрольную, агентскую, культурно-воспитательную, регулирующую функции, а также функцию воздействия/взаимодействия. Все изученные функции влияют на осуществление СМИ функции политической мобилизации, которая выражается в побуждении общества к политической активности либо сознательному бездействию.
В Конституции Российской Федерации понятие СМИ не дается. Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» СМИ характеризуется как периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, другая форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Закон № 2124-1 занимает ключевое место в регулировании деятельности СМИ, поскольку регламентирует правовое положение учредителей, редакций, журналистов, дает определение основных понятий в сфере масс медиа, описывает права и обязанности журналистов, закладывает основы свободы массовой информации, устанавливает недопустимость цензуры.
Свобода массовой информации включает в себя следующие составляющие:
- во-первых, свободу деятельностной стороны СМИ (поиск, получение, производство и распространение массовой информации);
- во-вторых, свободу организационной стороны СМИ (учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими);
- в-третьих, свободу технической стороны СМИ (изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации)
Средства массовой информации в своей системности содержат огромный потенциал для объединения социально-политических сил российского общества. В тесной взаимосвязи с другими демократическими институтами средства массовой информации выступают гарантом построения гражданского общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ