современные проблемы психологии воспитания.и их решение в различных образовательных учреждениях

Цели и задачи

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить психологические особенности воспитательного процесса детей сирот в условиях интерната и муниципального образовательного учреждения.

Введение и актуальность


Стержнем кодекса товарищества подростков являются основные требования – уважение личности и человеческого достоинства. В развитии личности и социально-моральной взрослости подростка большую роль играют взаимоотношения с близкими товарищами и другом. Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением.
Их привлекают товарищеские качества, знания, умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида, самостоятельность.­ Широким фронтом идет поиск близкого друга. Сближают ребят: сходство в интересах и в любимых занятиях, привлекательность разговоров. Общение с товарищами – источник возникновения новых интересов подростка. Подростки учатся работать вместе. Отношения между мальчиками и девочками в подростковом возрасте претерпевают существенные изменения. Постепенно появляется интерес друг к другу. Желание нравиться друг другу способствует проявлению интереса к собственной внешности. Девочки значение внешней привлекательности для женщины переоценивают. У них формируется чувство пола. У мальчиков это происходит на два года позже.
Вначале интерес к другому полу у мальчиков проявляется своеобразно; они дотрагиваются до девочек, дергают их за косички. Девочки на это серьезно обижаются. Затем у мальчиков появляется своеобразная робость, стеснительность. Большое место в общении с товарищами занимают разговоры. Обсуждаются события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения. Затрагиваются сугубо личные и интимные вопросы, связанные с половым созреванием. Настоящая дружба возникает не сразу, так как очень высокие к ней требования. И взаимная привлекательность, и понимание, и чуткость,­ и отзывчивость, и сопереживание, и умение хранить тайну. Отношения с близким товарищем, другом является предметом особых размышлений подростка.
Таким образом, главной и отличительной социальной чертой подросткового возраста является его коммуникативная направленность, и потребность в эмоциональном контакте на самых разных уровнях. Поэтому только в ситуации гармоничного развития коммуникационных связей возможно эффективное воспитательное воздействие на подротска.

Заключение и вывод

Основная цель данного исследования заключалась в изучении опыта социальной реабилитации детей-сирот в условиях школы-интерната. Данная цель была нами в полной мере достигнута, также были реализованы все поставленные ранее задачи.
Педагоги и психологи у нас в стране и за рубежом достаточно давно своими исследованиями показали неизбежность формирования определенных особенностей в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии воспитанников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Межличностные отношения в группах учащихся школ-интернатов и детских домов также имеют свою специфику, что и доказало наше экспериментальное исследование. Повседневность порождает множество дилемм, противоречий и парадоксов (например, попытка создать теплую домашнюю атмосферу, с одной стороны, и стремление соблюсти профессиональную дистанцию, с другой; признание необходимости личного пространства и коммунальный характер бытия; стремление развивать индивидуальность и осуществлять интеграцию).
Во время нахождения ребенка в интернате протекают по меньшей мере два слабо связанных между собой процесса - реабилитация в соответствии с разработанной специалистами программой, осуществляемая на занятиях, и повседневная жизнь ребенка, таким образом, создается зазор между реабилитацией и жизнью как таковой. Несомненная польза от проводимых реабилитационных мероприятий могла бы быть значительнее, если бы они реализовывались в соответствии с общей концепцией, которая кроме создания воспитательной системы видимо должна быть нацелена на преобразование повседневности, способствовать становлению новых жизненных практик.
Как мы выяснили в ходе анализа специализированной литературы, к причинам, определяющим неблагоприятные особенности в психологическом развитии детей относятся - неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях; непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей; недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;- бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды; недостаточная подготовленность воспитателей детских домов, их безучастное отношение к детям; недостатки программ обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.
Эти противоречия не разрешатся сами собой. Нужно предпринять усилия для решения возникающих проблемных ситуаций в интересах детей, создавать более гуманную среду в интернатных учреждениях.
Этому может способствовать гуманизация взаимоотношений детей и сотрудников, осмысление жизненной ситуации детей в совокупности, признание неразрывности реабилитационного процесса и повседневных практик. Необходимо привлечение внимания общества к проблемам детей-сирот и осознание того, что решить их возможно лишь при условии реальной заинтересованности в социальном включении этих детей и признании общей ответственности за их судьбу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ