Специфика телевизионного текста

Заметка представляет довольно подробное изложение события или происшествия и тех составляющих, которые важны для его понимания. Таких, как место и время действия, действующие лица и другие важные факты. Заметка, также как и отчёт излагается лаконично и с минимальным использованием выразительных средств. Фактически заметка – это самая простая форма оперативного информирования, основой которой становится факт, важный для общества, так сказать, на злобу дня. Характерные её черты — краткость и новизна. В заметке важно выделить явление, которое скрывается за частным событием, дать ему оценку и прокомментировать. Заметка в своей самой краткой форме становится хроникой или новостью.
В том случае, когда новости освещают некое мероприятие, предназначенное для определённой категории людей, говорят о жанре отчёта. В виде отчёта может быть построено информационное сообщение о научных конференциях, спортивных мероприятиях, выставках и так далее. В зависимости от того, какой подход выбирает журналист к освещаемому событию, отчёт может быть общим или тематическим. В том случае, когда в отчёте передача речь, событий и фактов идёт в последовательно порядке, его называют информационным. А если в отчёте журналист концентрируется на одном конкретном аспекте и через него даёт оценку и комментирует событие, то отчёт считается аналитическим [1, с.232].
Наиболее часто в теленовостях используется такой жанр, как репортаж. Его можно назвать жанром, которому отдаётся основное предпочтение в освещении событий в информационных программах. В репортаже журналист не просто показывает происшествие или событие, он ещё и как бы ведёт разговор с телезрителем, тем самым заставляя его почувствовать сопричастность к происходящему, почувствовать себя частью сообщаемого, свою значимость. Отсюда и то особое место, которое занимают новости в телевизионном эфире, и то особое внимание, которое уделяют этой информационной программе зрители самых разных возрастов.
В репортаже, в отличие от заметки и отчёта, журналист может использовать весь спектр художественно-выразительных средств языка, принятых в публицистике. Это делается с целью более эмоциональной передачи определённых фактов, но при этом нельзя терять объективность.
Репортажи принято подразделять на несколько видов, в зависимости от того как в нём раскрывается новостное событие или происшествие. А именно, прямой репортаж, репортаж о запланированном событии, проблемный репортаж.
Прямой репортаж среди других новостных жанров выделятся своей специфичностью. В нём зритель получает картинку прямо с места происшествия, а журналист своими эмоциями и чувствами очевидца, передаваемыми через репортаж, усиливает впечатление сопричастности событию у человека по ту сторону экрана. Проводя прямой репортаж, репортёр ведёт непосредственную (прямую) трансляцию передачи информационных сообщений в эфир, включая туда авторскую импровизацию и комментирование. Здесь отсутствует предварительный монтаж изобразительного ряда, что только добавляет специфичности такому виду репортажа [5, с.347].
Репортаж о запланированном событии или репортаж в записи, в отличие, от прямого репортажа, проводится на основе видео- или кинозаписи события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом.
В том случае, когда репортаж посвящён передаче с места события, анализу и оценкам, выводам, урокам этого события, его называют проблемным.
Репортаж несёт в себе две основные функции. Первая, в нём происходит обобщение, подача информационных материалов для телевидения. А вторая заключается в том, что репортаж – это наиболее важный новостной жанр, который способен оперативно и ярко осветить некое событие, явление или происшествие для телезрителей. Поэтому репортаж должен обязательно соответствовать определённым требованиям, а именно создавать эффект присутствия, достоверности, сопереживания. Ведь журналист, являющийся автором репортажа, всегда либо активно участвует в событиях либо является их очевидцем [2, с.81].
Когда мы говорим о таком информационном жанре, как интервью, то подразумевает присутствие двух или более человек, которые ведут беседу. Но беседа эта строится на обмене мнениями по определённым вопросам и часто журналист задаёт вопросы, а иннервируемый отвечает. Интервью может сниматься заранее и впоследствии быть повергнуто монтажу с целью удаления лишнего, не соответствующего сценарному плану. Ведь интервью берётся у живого человека, который может сказать что-то лишнее, не относящееся к теме, и тем самым потрать эфирное время. В интервью особого мастерства в области формулирования вопроса, который будет интерес как отвечающему, так и зрителю, требуется от интервьюера. Большая часть новостных программ обращаются к интервью достаточно часто. Но интервью требует подготовки сценарного плана и последующей обработке полученного материала – монтаже крупных и средних планов, который имеет свои тонкости.
Интервью выделяется разных видов: интервью-сообщение (ответы даются в сокращении, излагаются наиболее существенные аспекты беседы), интервью-диалог (полный текст беседы), интервью-зарисовка (кроме содержания разговора передается обстановка беседы, ее характер и т. д.), интервью-мнение (комментарий события, явления, факта), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов).
Стоит упомянуть такой жанр информационных программ, как беседа, достаточно близкий по жанровым особенностям к интервью. Этот жанр привлекателен изобразительным материалом, часто привлекаемым для иллюстрации темы беседы.
И последний новостной жанр, который бы мы хотели кратко упомянуть – это хроника. Изначально жанр хроники появился как информационное сообщение для общественности о происходящем в той или иной области человеческой деятельности. Но впоследствии характер хроники поменялся, а вместе с этим изменились и функции. Позднее ее характер изменился, а с ним и функции. В настоящее время хроники носят драматический характер. Примером может служить передача «Дорожный патруль», в которой хоть и освещаются новости с места событий, но им присуща драматичность и в достаточной степени негатив [11, с.216].
Таким образом, выделяют такие виды новостных жанров, как заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет, хроника. Заметка и отчёт отличается более кратким и строгим по изложению содержанием. Репортаж подразделяют на прямой, репортаж о запланированном событии и проблемный репортаж. Беседа и интервью строятся на разговоре двух и более людей с ведущим.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ