Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях
Цели и задачи
Целью работы является исследование взаимосвязи и различий между управленческими и предпринимательскими компетенциями.
Введение и актуальность
А. Шапиро настаивает на том, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, «во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию, или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать».
На данный момент официальным считается определение предпринимательства данное в статье 2 Гражданского Кодекса РФ, а именно: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Предпринимательство как модель экономического поведения представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Соответственно, предприниматель — это лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства, то есть осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Предприниматель это скорее специалист, не всегда дипломированный, занимающийся деятельностью связанной с управлением собственностью. В отличие от других управленцев, цель предпринимателя получение прибыли для себя или для группы совладельцев в которую он входит.
Деятельность предпринимателя охватывает:
осведомленность относительно хозяйственного положения;
все предварительные соображения, необходимые для того, чтобы процесс производства был экономичным, иными словами, хозяйственный расчет;
акт воли, посредством которого блага высшего порядка (а при развитых отношениях оборота, где всякое экономическое благо можно обыкновенно обменять на другое, блага вообще) предназначаются для определенного производства;
наблюдение за возможно более экономическим проведением плана производственного процесса.
Таким образом, высокий уровень развития частной инициативы в секторе малого предпринимательства может считаться необходимым условием функционирования инновационной модели экономики. За рубежом инновационному развитию малого предпринимательства уделяется много внимания, что обусловлено первостепенной значимостью устойчивого экономического роста и создания рабочих мест.
Необходимо отметить, что многие государства сознательно придерживаются так называемой «предпринимательской модели экономического развития, предполагающей применение достаточно эффективных и гибких способов стимулирования активности малых предприятий». Подходы государств к поддержке и стимулированию малого предпринимательства дифференцирован в зависимости от микро и макроэкономических факторов и условий развития национальной экономики. Малое предпринимательство представляют самую многочисленную когорту мелких собственников, которые из-за своей массовости значительно определяет социальный, экономический и частично политический уровень государства.
Заключение и вывод
Таким образом, в настоящей работе было проведено сравнительное исследование компетенций менеджеров и предпринимателей.
Было установлено, что предприниматель (бизнесмен) и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. Предприниматель — это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление.
Менеджер выполняет функцию предпринимателя, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация.
По правовому статусу предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры — продавая свою рабочую силу.
С полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.
В ходе анализа научной литературы было выявлено, что существует немало подходов к пониманию того, что же представляет собой компетенция. Но все исследователи сходятся во мнении, что это интегралдьное понятие, обобщающее такие характеритики личности, как знания, умения, опыт, способности, базовые черты характера, которые, применительно к предпринимателю и менеджеру, обеспечивают успех их деятельности в бизнесе.
Так же было установлено, что и предпринимательству, и практическому менеджменту, посвящено немало теоретических и эмпирических исследований в которых так или иначе рассмотриваются вопросы формирования компетенций предпринимателей и менеджеров. Однако работ, непосредсмтвенно посвященных выявлению соотношения предпринимательских и управленческих (менеджерских) компетенций, предпринято явно недостаточно.
В настоящей работе с опорой на результаты предыдущих исследователей и собранные в результате эмпирического исследования мнений коучей и бизнес-консультантов, было установлено, что можно выделить не менее 13 групп компетенций (которые по охвату могут включать и суб-компетенции), которые характеризуют и менеджера, и предпринимателя с точки зрения их успешности в бизнесе. Для того, чтобы прийти к понятию сущности указанных компетенций, были созданы две аналитические модели:
1) требуемые основные управленческие компетенции для реализации текущих задач и дополнительные компетенции, необходимые для выполнения нестандартных / стратегических задач;
2) основные предпринимательские компетенции, необходимые уже на стадии старт-апа проекта и допорлинтельных компетенций, необходимых для решения задач текущего упрапвления.
В результате проведения анализа значимости 13 групп выделенных компетенций были выделены девять из них, которые в наибольшей степени показали значимость и для профиля менеджера, и для профиля предпринимателя. Сравнение авторских позиций специалистов в области изучения компетенций менеджеров и предппринимателей с ответами респондентов в рамках проведенного эмпирического исследования показали, что, в целом, они подтверждают выводы друг-друга.
В результате анализа было выявлено, какие компетенции в равной степени значимы и для предпринимтелей, и для менеджеров, и на каком этапе жизненного цикла предприятия они могут быть наибюолее актуальными. Так же на основании корреляции были выяявлены те компетенции, которые рассматриваютсмя как специфические предприниматенльские, наиболее важные для предпринимателей и выделяющих их в этой роли по сравнению с менеджерами.
В целом, результаты опроса подтверждают, что и предприниматели, и менеджеры должны обладать всеми 13 группами компетенций, однако в различных пропорциях (что подтверждается различиями в оценке их значимости для каждой конкретной компетенции).
Важно отметить, что совместный анализ эмпирических данных показывает, что как специалисты, так и респонденты поддерживают предложенную модель компетенций предпринимателя и менеджера. Таким образом, состоятельность концепции предпринимательских компетенций, необходимых менеджерам (сформированная на основе анализа литературных источников ), была подтверждена в ходе эмпирического исследования.
Таким образом, проведённое исследование позволяет судить о том, как соотносятся понятия предпринимательской и управленческой компетенции, в чем их общность и где пролегают различия. Очевидно, что набор компетенций предпринимателя и менеджера по существу, идентичен, но профиль компетенций менеджера и предпринимателя различается по степени проявления тех или иных важных характеристик. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Было установлено, что предприниматель (бизнесмен) и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. Предприниматель — это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление.
Менеджер выполняет функцию предпринимателя, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация.
По правовому статусу предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры — продавая свою рабочую силу.
С полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера — предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.
В ходе анализа научной литературы было выявлено, что существует немало подходов к пониманию того, что же представляет собой компетенция. Но все исследователи сходятся во мнении, что это интегралдьное понятие, обобщающее такие характеритики личности, как знания, умения, опыт, способности, базовые черты характера, которые, применительно к предпринимателю и менеджеру, обеспечивают успех их деятельности в бизнесе.
Так же было установлено, что и предпринимательству, и практическому менеджменту, посвящено немало теоретических и эмпирических исследований в которых так или иначе рассмотриваются вопросы формирования компетенций предпринимателей и менеджеров. Однако работ, непосредсмтвенно посвященных выявлению соотношения предпринимательских и управленческих (менеджерских) компетенций, предпринято явно недостаточно.
В настоящей работе с опорой на результаты предыдущих исследователей и собранные в результате эмпирического исследования мнений коучей и бизнес-консультантов, было установлено, что можно выделить не менее 13 групп компетенций (которые по охвату могут включать и суб-компетенции), которые характеризуют и менеджера, и предпринимателя с точки зрения их успешности в бизнесе. Для того, чтобы прийти к понятию сущности указанных компетенций, были созданы две аналитические модели:
1) требуемые основные управленческие компетенции для реализации текущих задач и дополнительные компетенции, необходимые для выполнения нестандартных / стратегических задач;
2) основные предпринимательские компетенции, необходимые уже на стадии старт-апа проекта и допорлинтельных компетенций, необходимых для решения задач текущего упрапвления.
В результате проведения анализа значимости 13 групп выделенных компетенций были выделены девять из них, которые в наибольшей степени показали значимость и для профиля менеджера, и для профиля предпринимателя. Сравнение авторских позиций специалистов в области изучения компетенций менеджеров и предппринимателей с ответами респондентов в рамках проведенного эмпирического исследования показали, что, в целом, они подтверждают выводы друг-друга.
В результате анализа было выявлено, какие компетенции в равной степени значимы и для предпринимтелей, и для менеджеров, и на каком этапе жизненного цикла предприятия они могут быть наибюолее актуальными. Так же на основании корреляции были выяявлены те компетенции, которые рассматриваютсмя как специфические предприниматенльские, наиболее важные для предпринимателей и выделяющих их в этой роли по сравнению с менеджерами.
В целом, результаты опроса подтверждают, что и предприниматели, и менеджеры должны обладать всеми 13 группами компетенций, однако в различных пропорциях (что подтверждается различиями в оценке их значимости для каждой конкретной компетенции).
Важно отметить, что совместный анализ эмпирических данных показывает, что как специалисты, так и респонденты поддерживают предложенную модель компетенций предпринимателя и менеджера. Таким образом, состоятельность концепции предпринимательских компетенций, необходимых менеджерам (сформированная на основе анализа литературных источников ), была подтверждена в ходе эмпирического исследования.
Таким образом, проведённое исследование позволяет судить о том, как соотносятся понятия предпринимательской и управленческой компетенции, в чем их общность и где пролегают различия. Очевидно, что набор компетенций предпринимателя и менеджера по существу, идентичен, но профиль компетенций менеджера и предпринимателя различается по степени проявления тех или иных важных характеристик. Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт