Социально педагогические аспекты формирования социальной активности личности

Воспитание, как процесс созидания личности и развития её социальной активности, имеет множество разнонаправленных модификаций. Так, к числу важных и значимых на наш взгляд относится социальное воспитание. Социальное воспитание – это воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. Цель социального педагогического воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной активности личности [3, c. 177]..
Воспитание социальной активности личности наряду с целью имеют свои задачи, которые сводятся к следующему:
1.Формирование социальной активности личности;
2. Достижение социального самоопределения;
3. Достижение жизненного успеха;
4. Выживание в обществе [5, c. 184].
Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно – образовательных организациях). Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения [1, c. 54].
Таким образом, Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации [3].
Социализация личности в педагогической ситуации связана с развитием определённых социальных стадий, подразумевающих проявление разнонаправленных форм социальной активности личности в педагогической ситуации [7, c. 19]. Под стадиями социализации личности в педагогической ситуации понимаются следующие:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.
4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность [14, c. 59]. Данная стадия является своеобразным продолжением педагогического воздействия на сильные и слабые стороны психики и личности ребенка. Благодаря педагогизации социальной активности/, личность приобретает те универсальные психические новообразования, которые помогают ей на дальнейших этапах жизнедеятельности расти и развиваться, независимо от условий жизни в целом [19, c. 66].
Социальное воспитание личности и формирование на этой основе её активности в педагогической ситуации выстраивается на следующих принципах, постулатах воспитательного педагогического воздействия на обучающегося:
1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.
2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания
.4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам;
5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.
6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей [11, c. 74].
Таким образом, воспитание социально-педагогической активности личности имеет важное значение в педагогике в плане воспитания и развития подрастающего поколения. От того, какие методы и тактики взаимодействия вкладывает классный руководитель в процесс формирования и развития личности, во многом зависят разнонаправленные формы проявления её социальной активности. Социальная активность личности в педагогической ситуации во многом связана с личностным развитием, с личностной зрелостью и формированием основных личностных новообразований, которые характерны для старшего школьного возраста, как основного синзитивного периода формирования социальной активности личности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ