Правовое принуждение: понятие, виды

Цели и задачи

Цель исследования охарактеризовать институт правового принуждения и выявить его виды.

Введение и актуальность


Чем выше уровень правового содержания государственного принуждения, тем оно в большей мере способно выполнять функции позитивного фактора социального развития и в меньшей – инструмента произвола и своеволия отдельных индивидов и групп общества. [17, c. 56] Социальное назначение правового принуждения, выраженного в санкциях, состоит главным образом в том, что оно призвано играть в правовой системе правоохранительную роль, т.е. обеспечивать ее нормальное функционирование, реальное осуществление всех ее регулятивных качеств и прежде всего достижение «эффекта гарантированного результата».
Принуждение в праве здесь нацелено на то, чтобы устранять возникающие в правовой системе аномалии, приводить ее в случаях неправомерной ситуации в нормальное состояние, воздействовать на лиц, нарушающих правопорядок. 

1.2. Виды правового принуждения

 Меры правового принуждения – могут быть подразделены на две группы:
юридические санкции (основная группа), т.е. государственно-принудительные меры, являющиеся реакцией государства в отношении конкретного лица на факт противоправного поведения;
государственно-необходимые, профилактические или превентивные меры правового принуждения.
Юридическая ответственность – предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать, неблагоприятны последствия.
Ее отличительными признаками являются:
карательный, штрафной характер, сопряженный с лишениями;
основание – правонарушение.
Юридическая ответственность как целостное правовое явление выполняет регулятивно-статическую функцию, является образцом, конструкцией, прежде всего ответственного и должного поведения, изложенного в нормах права, на что и ориентирует субъектов права, и поэтому является базовой.
Юридическая ответственность как целостное правовое явление является гарантией и существенной стороной правового положения личности. Наряду с иными гарантиями она направлена на создание реальных возможностей пользоваться правами и свободами, надлежаще выполнять обязанности. Иными словами, ответственность ориентирует на то, что использование гражданами прав и свобод неотделимо от исполнения своих обязанностей и не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Существуют различные формы реализации единой юридической ответственности.
Первая – позитивная вызывает наиболее оживленные споры и дискуссии в юридической литературе. Сторонников позитивной ответственности часто упрекают в том, что они отождествляют ее с обязанностью, правомерным поведением, поощрением, правовым долгом и тому подобным. [6, c. 59]
В своем развитии позитивная юридическая ответственность проходит несколько стадий: закрепление обязанности по совершению позитивных поступков (статика ответственности); правомерное поведение, его результат, одобрение, применение мер поощрения (динамика ответственности). Установление в норме права определенных обязанностей, одобрений или поощрений является объективным выражением и закреплением позитивной юридической ответственности субъекта. Внешне позитивная ответственность реализуется в реальном правомерном поведении субъекта. Правомерное поведение есть действенное выражение ответственности и свободы, есть поведение не просто дозволенное, но поведение юридически ответственное и потому юридически свободное – и в таком именно качестве официально презюмируемое.
За правомерным поведением следует либо молчаливое одобрение со стороны государства, или применение мер поощрения. Существует и негативный аспект реализации юридической ответственности, которая реализуется в случае акта безответственного поведения, правонарушения. Причем сама возможность реализации негативной ответственности заложена в структуре статутной (единой) ответственности. [18, c. 621]
Потенциально, до момента совершения правонарушения, она только на психологическом уровне указывает субъекту, какие неблагоприятные последствия могут наступить, если он не будет вести себя правомерно и ответственно, а ее реальная реализация возможна только в случае совершения правонарушения. Казалось бы, понятие негативного аспекта реализации традиционное, но и по данной проблеме в науке нет единства мнений. Так, негативную ответственность отождествляют с рядом правовых понятий: дополнительной обязанностью, обязанностью дать отчет, реализацией санкции, осуждением, наказанием, реакцией общества на правонарушение, государственным принуждением, охранительным правоотношением. [10, c. 142]
Меры защиты – носят правовосстановительную или компенсационную функцию и возникают на основе правовой аномалии, т.е. при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства. Правовые аномалии не являются правонарушениями, хотя близки к ним, т.к. запрет в праве не нарушается, нарушается индивидуальная обязанность.
Меры пресечения – применяются для снижения или предотвращения вредных последствий правонарушения и для создания условий реального исполнения правоприменительного акта. Указанные меры в основном, связаны с нормами процессуального права, например, меры пресечения в уголовно-процессуальном праве, в административном праве, а также обеспечительные меры в гражданском процессе и средства обеспечения исковых требований. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа, и т.д. [6, c. 59]
Основание их наступления:
совершение правонарушения – его приостановление или минимизация вредных последствий;
правовая аномалия.
Их функции связаны с процессуальными моментами, а именно, обеспечить правильное рассмотрение дела, а также создать условия реальной исполнимости судебных решений (обвинительного приговора, решения суда по гражданскому делу).

Заключение и вывод

В современной юридической литературе существует мнение, что необходимо отличать государственное принуждение от правового, т.к. государственное принуждение – специальный вид деятельности, осуществляемый органами государства, наделенными для этой деятельности специальными материальными или вещественными средствами. Правовое принуждение – это предусмотренные в нормах права, в основном, в санкциях правовых норм, конкретные меры, указывающие на вид лишения, направленные на преодоление волевого сопротивления правомерному поведению, требованиям норм права. Для каждого общества, для его нормальной жизни, требуется определенный порядок. Это достигается с помощью правовых норм, устанавливающих правила поведения людей. И только когда эти нормы выполнимы - они действуют, необходимый порядок обеспечивается. Существование государственного принуждения обусловлено тем, что каждый член общества должен согласовать свои поступки с установленными в этом обществе правилами поведения, а также осмыслить возможности наступления неблагоприятных последствий, если нормы будут нарушены.
Принуждение - важная и неотъемлемая часть государства, обеспечивающая порядок в обществе, правомерное поведение всех его членов, выполнение ими возложенных на них правовых обязательств и соблюдения прав окружающих.
Отсюда вытекают признаки правового принуждения:
это не принуждение вообще, а государственное принуждение, осуществляемое от имени государства государственными органами.
правовой характер, а силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.
Меры административно-правового принуждения применяются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является формой проявления их государственно-властных полномочий.
Правовой инструментарий административного принуждения представляет собой сегодня систему мер воздействия на участников общественных отношений, которые необходимы для эффективной реализации юридического механизма правоохраны. Большинство ученых-административистов совокупность мер административного принуждения, в зависимости от целей их применения, дифференцируют на: меры предупредительного характера; меры пресечения; меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности. Каждый элемент представленной системы характеризуется определенными признаками, к которым можно отнести: порядок и основания применения указанных мер; их предназначение; запреты и ограничения, которые необходимо соблюдать в процессе реализации конкретных вариантов административного принуждения; предварительное и последующее документальное оформление, как самого правоприменительного воздействия, так и его результатов; ограниченный перечень субъектов правоприменения и др.
Проблема является действительной, заслуживающей внимания, изучения и разрешения, поскольку реально принудительным образом исполняется наказание, при условии, что я не совершал преступлений, с 20 лет лишен свободы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ