СМИ в политической жизни современного общества

Цели и задачи

Цель курсовой работы заключается в комплексном теоретическом исследовании СМИ в политической жизни современного общества.

Введение и актуальность


Агентская функция предполагает ответственность СМИ за целенаправленность коммуникативного акта и транслируемую установку. Основатель культивирующей теории коммуникации Г. Гербнер полагал, что социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими масс-медиа, а социальными стратами – политиками, бизнесменами, конкурирующими социальными институтами, рекламодателями, экспертами и массовой аудиторией. СМИ, выступая агентом, обязаны действовать в интересах своего принципала, отражая его социальную позицию и тональность дискурса.
Культурно-воспитательная, или социализирующая, функция массовой коммуникации выделяется многими исследователями. Она выражается в способности масс-медиа знакомить с достижениями науки и искусства, накапливать новые знания, соотносить их с уже имеющейся информацией и социальным опытом, обеспечивая интеграцию общества, в трансформации общественного мнения, социальных установок, ценностей под влиянием транслируемых норм поведения, способствуя изменениям культурно- генетического ареала.
Регулирующая функция играет важную роль в социальной ориентации коммуникантов, позволяя управлять общественным дискурсом. Ее специфика заключается в динамизме и возможности изменяться в зависимости от ситуации. Поскольку каждый индивид является носителем нескольких социальных статусов, ролей, СМИ стараются быть полиглосными, за счет таких характеристик, как направленность, многоканальность, нормативность и вариативность.
Владея несколькими кодами и используя их в соответствующих ситуациях, СМИ способны эффективно управлять социальными процессами. Регулирующая функция отвечает за установление контактов, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. При ее реализации возможно манипулирование массовым сознанием.
Социально значимые функции воздействия и взаимодействия представляют особый интерес в прагматическом смысле, поскольку предусматривают передачу установок, предписывающих определенное влияние на коммуниканта и его адекватную реакцию в соответствии с нормой поведения. В основе реализации этих функций лежит принцип мотивации. Несмотря на обилие мотивационных теорий, их условно можно разделить на две группы: теории равновесия и теории удовлетворения потребностей.
Функция агрегации политических потребностей, интересов, мнений (функция социального представительства) предоставляет масс-медиа широкие возможности артикуляции политических позиций в обществе. Она тесно связана с базовыми функциями информирования и контроля, направлена на оптимизацию процесса обратной связи. Власти приходится реагировать на изменения общественного мнения, транслируемого СМИ, которые в свою очередь могут намеренно стимулировать общественную активность в отношении отдельных вопросов политической жизни.
В свою очередь, специальная консенсусная функция вытекает из регулирующей и предполагает поддержание баланса и стабильности политической системы в целом. Предотвращению конфликтов и коммуникативного эпатажа со стороны отдельных субъектов способствует поддержание СМИ нормативных образцов поведения и стилей.
Функция политической рекламы актуализируется в ситуациях, когда коммуникатор, (политический лидер, партия) пытается сформировать у аудитории определенный имидж. Рекламирование с помощью масс-медиа приобретает особую значимость в ситуациях, не находящих непосредственного отражения в повседневном опыте. Восприятие политического процесса затруднено или ограниченно, поэтому политика реализуется главным образом через символы, знаки, образы.
Шоуитизация политики – одно из основных направления функционирования СМИ современного этапа. Карнавализация притягивает внимание реципиента благодаря экспрессии и аффективности. Аудитория одновременно отдыхает, развлекается и формирует свое отношение к происходящему.
Массовая коммуникация выполняет еще одну специализированную функцию, которую можно обозначить как конверсионная функция. Конверсия предполагает изменение установок массового сознания. Данная функция апробировалась эмпирически, была выявлена корреляция медиасообщений с реакциями аудитории.
Сбывшиеся прогнозы политических событий, распространенных в СМИ, также могут полностью изменить отношение к политическому субъекту или его имиджу. Перформативная (ритуальная, магическая) функция имеет ярко выраженную социальную окраску, так как предполагает подчинение некоему обряду, ритуалу. Ее спецификой выступает то, что сообщается, как правило, о совершаемых действиях, и/или то, что высказывание и действие эквивалентны.
Все рассмотренные выше функции влияют на осуществление СМИ функции политической мобилизации. Она выражается в побуждении социума к политической активности или сознательному бездействию. При реализации данной функции для масс-медиа важно вводное высказывание или дискурс, от которых зависит контакт с аудиторией. На этом этапе коммуникации необходимо выбрать такие коммуникативные средства, которые адекватно отражают социальную действительность. Расширение возможностей активного участия индивидов с различными социальными ориентирами в массовой коммуникации связано с процессом демократизации общества. Тем не менее, значительная часть населения не может высказать собственного мнения относительно важнейших социально-политических проблем. Отчасти это объясняется ущербностью масс-медиа, пропагандирующих в обществе антисоциальные ориентиры.

Заключение и вывод

Изучив роль СМИ в политической жизни современного общества, можно сделать следующие теоретические выводы.
СМИ предназначены для масштабного обмена информацией и сообщениями в рамках целого общества. Средства массовой информации являются и каналом выражение общественного мнения и, вместе с тем, системой формирования данного мнения. Примечательно, что за очень короткий промежуток времени СМИ могут оказать влияние на огромное количество людей.
В нашей стране имеются положительные тенденции относительно процесса политической структуризации общества. Так, в рамках данного процесса происходит увеличение количества и объема деятельности структур гражданского общества; властью создаются определенные условия для их свободного самостоятельного развития; повышается гражданская активность граждан нашего государства. Перед СМИ стоит задача дальнейшего формирования политической и гражданской культуры, которая позволила бы нашему обществу выйти на новый уровень развития и смогла помочь укоренить демократические ценности, а также стать центром общественного и гражданского согласия.
Проанализировав политические функции СМИ, можно сделать вывод, что наиболее разумным является их деление на основные и специальные. При этом к основным функция СМИ относят: информационную, оценочную, контрольную, агентскую, культурно-воспитательную, регулирующую функции, а также функцию воздействия/взаимодействия. Все изученные функции влияют на осуществление СМИ функции политической мобилизации, которая выражается в побуждении общества к политической активности либо сознательному бездействию.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ