Этическое воспитание младших школьников посредством дидактической игры

Для совершения этических поступков необходима потребность возникновения у учащихся. Процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в структуру индивидуального сознания является формирование этических потребностей личности. С помощью этических потребностей создается основа морали, т.е. возможность свободного выбора. Именно в выработке способностей к свободному этическому выбору состоит функция этического воспитания.
Структура этических поступков ведет к развитию этических привычек, т.е. устойчивой потребности совершать этические поступки. Привычки можно разделить на две группы:
— простые, т.е. культура поведения, дисциплина, правила организаций;
-сложные, т.е. создание потребности и готовности к деятельности, которое имеет как личное, так общественное значение.
За последние годы в педагогической практике были разработаны программы по организации этического воспитания.
1. Процесс этического воспитания не является «борьбой», это длительная работа, которая складывается из повседневных жизненных ситуаций.
2. Этические качества личности не развиваются без жизненной ситуации. Поэтому необходимо организовывать конфликтные ситуации столкновения этических позиций. Необходимо учащимся пережить и почувствовать последствия этических нарушений.
3. Главное правило этического воспитания – это как можно больше поступков, норм, которые побуждаются благородными делами, желаниями и стремлениями к моральным нормам.
4. Разрабатывая программу этического воспитания, в своих работах К.Д.Ушинский отмечал: «…нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой. Нужна повторность разумных действий: вначале – чаще, затем – реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления…».
5. Высокие этические качества основаны на простых и элементарных привычках и поведенческих нормах. Уважение к людям, милосердие и гуманизм нельзя воспитать без выработки навыков культурного и этического поведения, таких как: предупредительность, вежливость, деликатность.
6. Для этического воспитания гражданственности, дисциплины и коллективизма и других качеств должны быть освоены привычные нормы поведения: забота, сочувствие, сотрудничество, обязательства, ответственность [1].
В работах педагога и философа Н.Г.Дебольскому отмечено, что «…только та школа удовлетворяет высшим педагогическим требованиям, которая руководствуясь высоким идеалом этической жизни. Без этического идеала воспитание обращается в дрессировку и в большинстве случаев приносит не пользу, а вред…» [3].
Следовательно, для формирования этического воспитания необходимы осознанность и знания, на основе которых у детей будут складываться представления о сущности этического воспитания, о его необходимости и преимуществах овладения им. Главная особенность механизма этического воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости, т.е. каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ