Следственный комитет Российской Федерации

Цели и задачи

Цель написания курсовой работы заключается в изучении следственного комитета Российской Федерации.

Введение и актуальность


То, что следственная власть существует и развивается динамично – спорить не приходится. Но она еще не выражена в облике следственных судей как во Франции, но уже не представлена в полномочиях прокуратуры. Полагаем, что в России необходимо создать некую идентичную национальную модель следственной власти, которая будет основываться на национальных традициях и способствовать реализации национальных интересов.
Законодатель, к сожалению, не дает нам ответа на вопрос отнесения СК к власти, так как согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 08.01.2019) «О Следственном комитете Российской Федерации», «Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства». Из данной интерпретации определения СК РФ невозможно однозначно сказать о принадлежности данного органа.
Если обратиться к подзаконным нормативным актам, то Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» регламентирует место федеральный министерств, агентств и служб, входящих в единую федеральную систему органов исполнительной власти. Можно сделать вывод, что такое управление, как комитет не входит в исполнительную ветвь.
Что касается отнесения следователя к судебной системе в Российской Федерации – это изречение на современном этапе реформирования неприемлемо и неправильно. Данное лицо не имеет широких полномочий в суде, так как смешанная форма уголовного производства России предполагает «инквизиционную» модель только на досудебном этапе, а уже в судебной стадии – состязательную.
Если же рассмотреть данный вопрос с другой стороны, то в ч. 3 ст. 1 Федерального закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» указано, Президент осуществляет руководство Следственным комитетом РФ. Из данной нормы можно предположить, что следственная власть в России – есть не что иное, как продление президентской власти.
Исследуя данный закон, считаем, что он противоречит Конституции РФ, так как согласно главе 4 Конституции РФ, у Президента нет полномочий по назначению или смещению руководства СК РФ. Следовательно, ссылаясь на ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, данный Федеральный Закон можно считать не имеющим законной силы.
В Конституции не указаны такие органы, которые могут быть полностью независимы как от исполнительной, так и от судебной ветвей власти. Так же, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 8 ФЗ от 28.12.2010г. № 403-ФЗ прописано, что сотрудники СК могут находиться на заседаниях законодательной и исполнительной властей всех уровней. Следовательно, можно подытожить, что на данном этапе реформирования системы следственного аппарата появляются проблемы силового вмешательства правоохранительного органа, подчиняющегося единолично Президенту, в деятельность публичной власти.
Таким образом, для того, чтоб следственная власть в Российской Федерации имела уверенную основу, необходимо отдать функцию легализации доказательств на стадии предварительного следствия исключительно следователю. Исключение от него данной роли приведет к тому, что следователь потеряет приоритетное положение в предварительном следствии, а в будущем – масштабное размытие его роли в уголовном процессе.
Также полагаем, что необходимо обеспечить принципиально исключительную процессуальную самостоятельность следователя. То есть, нужно устранить возможность вмешательства в процесс расследования преступления любых третьих лиц.

Заключение и вывод

В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.
Окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.
В курсовой работе выявлено, что возвращаясь к функционально-целевому предназначению государственной службы в СК РФ, с учетом целей и задач, озвученных в ФЗ «О Следственном Комитете РФ» служба в СК РФ является правоохранительной службой, при этом в ФЗ «О Следственном комитете РФ» ссылки на правоохранительную службу, или службу, связанную с правоохранительной деятельностью, нет.
Следует внести изменения в ч. 1 ст. 15 ФЗ «О Следственном комитете РФ», изложив ее в следующей редакции: «Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, связанной с правоохранительной деятельностью, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Соответственно внести изменения в ч. 1 ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» указав, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу и государственную службу иных видов.
С точки зрения смыслового содержания различий в терминах «правоохранительная служба» или «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» нет, однако в юридической доктрине сложилось устойчивое понятие «правоохранительная служба».
В связи с этим следует вернуть в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» статью 7 – правоохранительная служба, и принять единый Федеральный Закон «О правоохранительной службе».
Следственная власть в России – это реальность. Динамичное реформирование органов МВД, выделение нового, полностью независимого от всех ветвей власти следственного органа – СК РФ, появление совершенно новаторских войск – Национальная гвардия России, или Росгвардия – это свидетельство того, что четвертая ветвь власти – следственная – укрепляется, и имеет принципиально масштабные цели и задачи.
В данной курсовой работе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности федерального органа – Следственного комитета Российской Федерации. Анализируется процесс становления следственной власти в России. Дается характеристика современному состоянию Следственного комитета Российской Федерации и определится его положение в сфере уголовного судопроизводства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ