Применение индексного метода в таможенной статистике

Сводный индекс выражает соотношение величин сложного экономического явления, состоящего из элементов непосредственно несоизмеримых. Сводный индекс характеризует изменение во времени, по сравнению с планом или в пространстве объема разнородной продукции, цен на различные товары, себестоимости ряда изделий, производительности труда по группе предприятий и т.д. Для получения сводного индекса не может быть применено непосредственное суммирование несоизмеримых величин. Расчет сводного индекса на основе простой средней из индивидуальных индексов также не может быть применен, так как в такой средней не учитывается удельный вес каждого элемента во всей совокупности изучаемого явления. Например, индекс цен для , входящих в какую-либо товарную группу.

Сводные индексы можно разделить на групповые и общие. Групповой индекс рассчитывается для группы элементов, входящих в общую совокупность.
Общиё индекс рассчитывается для всей совокупности элементов изучаемого явления. Общий индекс иногда употребляется как синоним понятия сводного индекса.
Необходимость построения индексов количественных показателей возникает, когда итоги по отдельным элементам сложного явления непосредственно несоизмеримы. Например, предприятие выпускает продукцию различного вида. Если имеются данные о выпуске различных видов продукции только в натуральном выражении, то динамику выпуска продукции в целом нельзя охарактеризовать отношением  q1 :  q0 . Для получения общего итога необходимо данныепоразличнымвидампродукциипривестик единой,общеймере, например, использовать стоимостную оценку продукции. Тогда вместо q получим  pq .
При построении индексов количественных (объёмных) показателей следует руководствоваться следующими правилами:
1) в качестве соизмерителя применяются качественные показатели (чаще всего — цена, себестоимость);
2) для измерения роста изучаемых показателей в динамике применяют цены (себестоимость) одного и того же периода, обычно базисного.
Если разделить стоимость продукции (работ, услуг) отчетного периода (  p1q1) на стоимость продукции (работ, услуг) базисного периода (  p0q0), то получим индекс стоимости продукции (работ, услуг):
Ipq = q1  p1(1)
q0  p0
Этот индекс характеризует изменение стоимости продукции (работ, услуг), которая зависит от изменения:
1) уровня цен;
2) объёма произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Индекс стоимости не дает количественного представления об изменении объёма выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При проведении анализа динамики импорта и экспорта продукции важную роль играет индексный метод.
Индекс представляет собой показатель, который отражает результаты сравнения двух величин одного и того же показатели или же признака, оценивает изменение процесса или явления в пространстве, или времени. С помощью индексного метода появляется возможность сравнить процессы, явления, которые состоят из несравнимых элементов.
В статистическом исследовании внешней торговли использование индексного метода связано с необходимостью изучения товарных потоков во времени. Чтобы использовать индексный метод, в информационной базе должны содержаться данные по каждому отдельному показателю или признаку за минимум два временных периода: текущий и предыдущий.
Индексы внешних торговых отношений позволяют решать комплекс различных задач:
-Оценивать достигнутый уровень внешней торговли по отдельным товарам или же группам товаров;
-Проводить оценку уровня развития в целом импорта и экспорта;
-Изучать изменения в физических объемах и ценах по различным товарным группам;
-Изучать изменения стоимостных объемов товарного потока и характер влияния на данное изменение цен и количества продукции;
-Изучать факторы, которые воздействуют на изменение средневзвешенной цены товаров;
-Проводить оценку условий внешней торговли в стране, а также решать ряд других задач.
Анализируя внешнюю торговлю, применяются разные виды индексов. Основными из них считаются:
-Индексы стоимости;
-Индексы цен;
-Индексы физического объема;
-Индексы условий внешних торговых взаимоотношений, которые также включают: индексы реальных торговых условий, индекс общих торговых условий, индексы покупательной способности экспорта и т.д.
При статистическом исследовании внешней торговли чаще всего используются аналитические индексы, где вначале изменяется объем товаров, а цена остается неизменной и фиксируется на уровне базисного периода, во вторую очередь изменяются цены, а физический объем закрепляется на уровне отчетного периода.
Использование индексов во внешнеторговой статистике обусловлено необходимостью исследования динамики товарного оборота, физического объема импорта и экспорта, изменения цен на продукцию, в условиях определения «положений торговли», при определении товарной структуры внешних торговых взаимоотношений. С помощью индексных показателей можно установить и определить тесноту связи среди отдельных факторов, а также выявить их значимость в общем изменении объемов импорта и экспорта.
Исходные величины таких расчетов – это информация о ценах, товарных объемах, реальной стоимости товаров, оценке в сопоставимых ценах.
Большое значение при вычислении индекса имеет период, в сравнении с которым анализируется изменение исследуемого явления.
Выделяется два способа определения индекса:
-Цепной способ;
-Базисный способ.
Индексы, которые характеризуют изменение исследуемого явления за некоторый временной период в сравнении с другим периодом, взятым за 100, носят название базисных индексов.
Индексы, которые отражают изменение исследуемого периода в сравнении с предыдущим периодом, взятым за 100, называют цепными индексами.
Каждый индекс состоит из индивидуальных составных элементов – индексируемых величин, т. е. сравниваемых, и весов, служащих соизмерителями. При расчете физического объема внешних торговых процессов индексируемыми величинами будут являться количество товара, а весами – цены. Чтобы рассчитать индекс цен, цены индексируются, а весами служит количество товаров.В статистическом исследовании внешней торговли расчет индексов осуществляются по следующим формулам:
Формула индекса средних цен:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ