Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя

Цели и задачи

Цель исследования - изучить влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.

Введение и актуальность


С нашей точки зрения, проблема разрозненности теоретических и эмпирических представлений о самопрезентации может быть решена с помощью привлечения к анализу данного феномена схемы, предложенной А.Н. Леонтьевым для описания структуры деятельности человека в рамках психологической теории деятельности. А.Н. предложил рассматривать деятельность как иерархически организованную структуру, состоящую из отдельных деятельностей, действий, операций и психофизиологических функций. При этом уровень деятельности соотносится с мотивом, уровень действий - с целью, уровень операции определяется условиями, в которых выполняется действие и характеризует средства, используемые субъектом для выполнения действий. Уровень психофизиологических функций связан с физиологическим обеспечением всех психических процессов. Анализ уровня психофизиологических функций выходит за рамки рассматриваемой нами проблематики, поэтому исключается из дальнейшего обсуждения.
В отношении процесса самопрезентации схема "деятельность-действие-операция" может быть использована следующим образом: самопрезентация определяется мотивом на уровне деятельности, характеризуется целью на уровне действий и включает в себя различные средства на уровне операций. Таким образом, процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: мотивационном уровне, уровне целей и уровне используемых средств. Рассмотрим подробнее содержание уровней самопрезентации.
Мотивационный уровень самопрезентации.
Согласно современным теориям самопрезентация является полимотивированной активностью, поэтому мы можем утверждать, что в основе самопрезентации в зависимости от конкретной ситуации и от личностных особенностей субъекта может лежать мотив власти (Джонс и Питтман), мотив самоконструирования и поддержания позитивной самооценки (Шленкер, Вейголд), мотив самовыражения (Харре), самораскрытия (Баумайстер), мотив достижения или избегания неудачи (Аркин, Шутц) и другие базовые мотивы личности.
На мотивационный уровень самопрезентации оказывают влияние личностные особенности субъекта, такие, как особенности мотивационной сферы и базовой мотивации, уровень самомониторинга, публичное самосознание и другие.
Уровень цели (содержательный уровень самопрезентации).
Уровень цели характеризует тот содержательный образ, который субъект самопрезентации стремиться донести до своей аудитории. Этот уровень самопрезентации всегда осознан субъектом (как отмечал А.Н. Леонтьев, цель - это образ результата, который всегда осознается). Основные факторы, определяющие содержание презентируемого образа - это Я-концепция и идентичность субъекта, а так же актуальные социальный роли.
Уровень средств.
Операциональный уровень самопрезентации характеризует конкретные приемы, используемые субъектом для формирования впечатления о себе. Уровень средств определяется конкретными условиями, т.е. теми ситуациями взаимодействия, в которых происходит процесс самопрезентации.
В соответствии с тремя уровнями мы можем выделить три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации.
Наиболее крупной единицей анализа самопрезентации является стратегия самопрезентации. Стратегия самопрезентации соответствует мотивационному уровню (примером выделения стратегий самопрезентации может служить классификация, предложенная Джонсом и Питтманом, а также классификация А. Шутца) и характеризует самопрезентацию как отдельную деятельность. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации - те конкретные поведенческие приемы, которые используются субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории (например, если перед субъектом стоит цель - казаться привлекательным, то он будет льстить, демонстрировать благосклонность и т.д.) Тактики характеризуют самопрезентацию как действие. Наиболее мелкой единицей анализа самопрезентации является техника самопрезентации как способ предоставления информации о себе. Техника самопрезентации характеризует самопрезентацию как операцию. Описываемые в литературе техники самопрезентации могут быть самыми разнообразными: от контроля за собственным внешним видом (манеры, одежда и др.) до использования имиджа других людей в собственных целях (непрямые техники "купание в лучах чужой славы" и "вредительство"). Все техники самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные. К невербальным техникам относятся внешний вид, одежда, манера держаться, обстановка и др. Вербальные техники самопрезентации бывают непрямыми, как, например, использование информации о других людях и "озвучивание" своих аттитюдов, и прямыми. Прямые техники самопрезентации - это самоописания через личностные и социо-ролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни (нарративы).
Особенности стратегий, тактик и техник самопрезентации определяются в соответствии с тем уровнем процесса, которому они соответствуют: выбор стратегии определяется в большей степени особенностями мотивационной сферы субъекта и личностными особенностями, в то время как выбор техники осуществляется на ситуационном уровне.
Таким образом, использование схемы макроструктуры деятельности позволяет решить некоторые проблемы, связанные с анализом проблемы самопрезентации в современной социальной психологии, в частности проблему типологии форм самопрезентации и проблему детерминации процесса самопрезентации. Так, можно выделить три основные формы самопрезентации в соответствии с тремя уровнями структуры процесса самопрезентации - это стратегия, тактика и техника самопрезентации. При этом разные уровни имеют различную детерминацию. Самопрезентация как реализация некоторых стратегий имеет в большей степени мотивационную детерминацию, в то время как операционально-технические уровни самопрезентации (и соответствующие им тактики и техники самопрезентации) имеют в большей степени ситуационную детерминацию.

Заключение и вывод


Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Самоменеджмент и имидж руководителя» можно сделать несколько выводов.
Имидж представляет собой сложный многофакторный феномен и при его формировании должны приниматься во внимание следующие факторы: наследственная структура, образование, профессия, социальное положение и статус, общая культура личности, характер, стиль поведения.
Так как создание и коррекция имиджа происходят при ориентации на определенную аудиторию, то субъекту имиджа необходимо уметь представить, как он воспринимается другими, прогнозировать отношение к себе, что может являться основанием для изменения индивидуального имиджа.
Имидж руководителя учреждения (организации) может пониматься в двух смыслах – широком и узком.
Имидж в узком смысле – это исключительно визуальная, внешняя сторона субъекта, символический образ, оформляемый с помощью некоторого языка, который понимается как в синтаксическом, так и в семантическом значении.
Имидж в широком смысле предполагает сложную взаимосвязь качественно различающихся, разнородных явлений телесной и духовной природы, гармоничную совокупность внутренних и внешних проявлений человека.
Применительно к личности руководителя учреждения это понятие можно определить следующим образом: имидж — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.
Это определение выводит понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляет взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры.
В структуре имиджа руководителя учреждения (организации) ведущую роль занимают:
1) личностные характеристики (эмоционально-волевые качества, нравственные, ценностные и коммуникативные качества);
2) профессиональные качества (когнитивные качества, творческий подход к работе, направленность на дело);
3) визуальные проявления (обаяние, аккуратность, хорошие манеры, выразительная речь).
Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения (организации) представляют его профессионально-психологические качества. К таким качествам относятся: ценностные ориентации, направленность на дело, стрессоустойчивость, готовность к риску, умение излагать свои мысли, потребность в саморазвитии, надёжность.
Работа над созданием имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования имиджа.
Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ