Рынок в условиях дефицита

Цели и задачи

Цель данного исследования – раскрыть сущность дефицитного рынка, причины его появления и особенности.

Введение и актуальность


Понижение производительности предприятия до «узкого места». Он представляет собой тот уровень, который позволяет осуществлять дефицитный ресурс. Одновременно на предприятии существует определённый резерв. Это та часть ресурсов, которая является не задействованной в процессе производства. Резерв формируется по определённому правилу и действует на трудовые ресурсы. «Чем чаще проявляется дефицит рабочей силы, и чем он интенсивней, тем больше будет внутренний резерв, следовательно, внутризаводская безработица». [ 11, с. 300 ]. Таким образом, резерв рабочей силы формируется, чтобы у рабочих предприятия были гарантии, что они не будут уволены с работы. Это приводит к таким негативным последствиям, как заинтересованность в качественном выполнении труда и соблюдение дисциплины на предприятии.
Вынужденная замена – ещё одна форма приспособления предприятия к условиям дефицита на рынке. Она предполагает собой изменения затратной системы организации. Так, при нехватке какого-то ресурса предприятие может заменить его на другой. При чём, он может быть более дешёвым, но и его качество также ниже. Таким образом, можно сделать вывод, что при дефиците продуктов уменьшается их качество.
Организация также может изменить не всю продукцию, а лишь её часть. К примеру, изменению подлежит её структура. То есть изготавливается только та продукция, которую предприятие может производить и ресурсы для производства которой имеет. Такое часто происходит на практике: производятся те товары, которые возможно произвести, а не те, которые нужны на рынок.
Карнаи в своей работе «Дефицит» вводит такое понятие как «трение». Это своего рода процесс приспособления и потребителя, и производителя к условиям дефицита на рынке. Это вид трансакционных издержек. Данный феномен существует как результат несвоевременной информированности субъектов о намерениях друг друга. В такой ситуации очень сложно понять, какое решение примут такие организации.
Как же Корнаге описывал, каким образом приспосабливаются другие субъекты хозяйственной деятельности – потребители. Не следует забывать, что под последним принято понимать не только самого конечного получателя товаров и услуг, но и те предприятия, которые получают производственные товары. Если речь пойдёт о предприятиях, то они самостоятельно выбирают способ выхода из кризиса из тех, которые были описаны ранее. В итоге они, что называется, недопроизводят продукцию. В следствии этого убытки и дефицит несут связанные с ним предприятия и потребитель в частности. Так возникает цепная реакция на рынке, когда дефицит в одной отрасли или на одном предприятии несёт убытки в другой.
В пределах рассматриваемой концепции следует определить такое понятие, как «дрейф цен». Из-за мягких ограничений в социалистической организации, она не уменьшает количества потребляемых ресурсов, в том числе и в случае повышения цен на них. Происходит это, потому что предприниматель уверен в том, что все издержки в будущем оплатит государство или же они лягут на печи потребителей. В последнем случае цена на товар существенно возрастёт.
Таким образом, в условиях мягких ограничений именно цена, а не объём продукции приспособляется к рыночным условиям дефицита. Так и появляется «дрейф» цен, то есть постоянное стимулирование дефицитом роста цен.
Примечательно, что вся теория Корнаи основывается на том, что дефицит – это нормальное состояние для хозяйства социалистического типа. Причина тому – централизация экономики Российской Федерации, когда существует вертикальная система взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в стране.

Заключение и вывод


Таким образом, в заключении данного исследования хотелось бы сделать некоторые выводы.
Дефицит - это-то явление, с которым следует немедленно бороться. Поскольку он вызывает спад в экономике всей страны в целом. А это может привести к росту недовольства в стране экономической политикой государства.
В подтверждении этому достаточно просто обратиться к истории нашего государства. Дефицит продуктов питания после войн или неурожайных всегда вызывал недовольство в социуме и приводил к восстаниям. Так начало прошлого века было ознаменовано подобными событиями. Впрочем, как и прошлые века тоже. Так получалось, что сильная политическая власть всегда была способна подавить восстание. А что если б такого не могло произойти? Страна бы погрязла в гражданских войнах.
Помимо этого, дефицит может являться и инструментом манипулирования людьми. Для того, чтобы получить необходимый товар, они согласны на любую жертву. Это касается и манипуляции за счёт дефицита одними государствами других. То есть получается, что дефицит – это явление не только экономическое, но и социальное, и духовное.
Возникает вопрос, если это исключительно негативное явление, то можно ли его избежать? Естественно всегда его предвидеть невозможно, поскольку он может наступить, к примеру, в результате стихийного бедствия (наводнения, извержения вулкана и т. д.). Однако, современная экономическая наука знает множество факторов, способствующих появлению данного явления.
К примеру, если контроль государства может его вызвать, то следует его просто уменьшить. Не совсем искоренить, поскольку это не возможно, а свести к минимальным пределам. Если монополии стимулируют развитие дефицита, то следует ужесточить контроль над ними, законодательно утвердить новый список требований к ним. Если плановая экономика способствует появлению дефицита, так не нужно к ней прибегать. Существует множество вариантов её замены в современном мире.
Таким образом, дефицита в условиях рынка не всегда, но в некоторых случаях можно избежать. Для этого следует лишь приложить определённые усилия как со стороны государства, так и со стороны отдельно взятого предприятия или покупателя в частности. Ведь рынок – это явление структурное. Неполадки в одной отрасли влекут проблемы в другой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ